Квантовая Магия, том 6, вып. 3, стр. 3276-3294, 2009

Передача информации в прошлое: факты и следствия. Концепция мироздания и прогноз на будущее

 

И.К. Разумов

iraz[@]k66.ru

 

(Получена 10 июня 2009; изменена 15 июня; опубликована 15 июля 2009)

 

Показана возможность передачи информации в прошлое через тексты с семантическими степенями свободы посредством эффекта подобного синхронистичности Юнга. Причинно-следственный парадокс снимается, если реципиент из прошлого не использует полученную информацию, либо не осознает ее смысла, который проявляется только в будущем – в форме апостериорного предсказания, иносказательного поэтического предвидения, субъективного читательского восприятия диалога с автором. В качестве реципиентов выбраны М.Нострадамус, В.Маяковский, С.Есенин. В первом случае допускается объективная вероятностная оценка эффекта; эксперименты с поэтами проведены в качестве контрольных, а их результаты субъективны. Обсуждается концепция мироздания, учитывающая первичность сознания и четырехмерность пространства. Сделаны футуристические прогнозы.

 

 

В законах природы присутствует некий дух, и этот дух выше человека.

А.Эйнштейн.[[1]]

 

Мне еще остается с помощью крутильных весов начать поиск

внеземных цивилизаций… Тогда уж точно меня в психушку упекут.

Предвидение Н.Козырева.[[2]]

 

1. Концепция мироздания

 

Квантово-механическая картина мира, пришедшая на смену ньютоно-картезианской, провозгласила принципы отличные от обыденных, и подобные скорее религиозно-мистическим [[3],[4]]. В частности, обнаружилась непричинная связь явлений на микроуровне, приводящая к мгновенной передаче информации между “запутанными” частицами (эффект Эйнштейна-Подольского-Розена, ЭПР) [[5],[6],[7]]. По-видимому, этот эффект выявляет особенность нашего восприятия мира, и следовательно, должен иметь важные мировоззренческие последствия. Так согласно Д.Бому [[8]] система двух “запутанных” частиц целостна, а ее части связаны скорее функционально, нежели причинно-следственной связью. Однако наблюдателю она представляется разделенной в пространстве. Отсюда пространство уподобляется платоновскому миру теней: это (в некотором смысле) экран, на котором отображаются лишь “проекции” реальных сущностей. Идеи о том, что не только пространство, но также и время является формой восприятия действительности высказывались еще в трансцендентальной философии И.Канта [[9]]. Специальная теория относительности приходит к выводу, что пространство и время нельзя рассматривать по отдельности, поскольку они взаимосвязаны и образуют псевдоевклидово 4D-пространство (пространство Минковского) [[10]]. Поэтому на борту движущегося космического корабля время замедляется, и по возвращении космонавт фактически попадает в будущее своей планеты. Общая теория относительности предсказывает также гравитационное замедление времени, которое было экспериментально подтверждено [[11]]. Интересная теория времени [[12]] разработана и подкреплена регистрацией будущего положения звезд с помощью телескопа и энтропийного датчика в работах Н.А.Козырева [[13],[14]], которые впрочем не нашли признания. Таким образом, принципиальная возможность перемещений во времени существует.

Несмотря на абстрактность и нарастающую мистичность, в современной научной картине мира нет места сознанию. Это связано с тем, что основной философский вопрос (о соотношении сознания и материи) по-прежнему разрешается в пользу последней. Принимают, что материя существует независимо от наших ощущений и представлений о ней [[15]]; cознание же трактуют как “особое свойство высокоорганизованной материи” и “форму отражения действительности” данной нам в ощущениях. Между тем, во второй половине прошлого века появился целый ряд замечательных публикаций, в которых эти постулаты ставились под сомнение. К.Г.Юнг в совместной книге с В.Паули [[16]] заявил, что в мироздании наряду с физическими существуют и смысловые взаимодействия (“синхронистичность”), которые проявляются в физическом мире при раскрытии неопределенностей. Грубо говоря, дух воздействует на материю, упорядочивая случайности уже в процессе их осознания. Заметим, что случайность принципиально неустранима из современной науки: вероятностный характер уравнений квантовой физики не связан со скрытыми переменными, а в теории динамического хаоса неопределенность реализуется в точках бифуркации [[17]]. В основу теории К.Г.Юнга легли собственные многолетние наблюдения за пациентами и эксперименты Дж.Рейна по угадыванию номеров случайно выпадающих карт и игральных костей. В последних экспериментах было, в частности, статистически установлено, что а) вероятность правильного угадывания много выше случайной, б) эффект никак не зависит от расстояния (т.е. информация передается без переноса энергии), в) эффект не зависит от смещения во времени, так что карта может быть предсказана до того, как колода перетасована, г) усилием воли экспериментатор может повысить вероятность желаемой реализации, д) эффект зависит от наличия интереса экспериментатора. По мнению К.Г.Юнга, это позволяет говорить о наличии самосуществующего смысла вне времени и пространства, который упорядочивает случайности, приводит к синхронистической связи души и тела и открывается человеку в виде “абсолютного знания”. Философские предпосылки работы К.Г.Юнг обнаруживает в трактате Шопенгауэра «Об очевидном узоре в судьбе человека» и в квантовой механике, утверждающей нераздельность объекта и субъекта познания. Но еще лучше эти идеи согласуются с древним опытом: «Человеческой душе присуща определенная способность изменять вещи... Когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то, и это можно доказать экспериментальным путем, она [страсть] подчиняет вещи [магическим] образом и изменяет так, как ей угодно» (св. Альберт Великий) [[18]]. С другой стороны, из многолетних экспериментов С.Грофа в области трансперсональной психологии [[19]] и анализа Р.Моуди свидетельств пациентов переживших клиническую смерть [[20]] следует, что в определенных условиях сознание способно к преодолению барьеров пространства и времени, получению прямого знания, растворению в сознании  группы людей или всего человечества. Опыт полученный в особых состояниях сознания принято называть психоделическим (от греч. “psyche”-сознание, “delein”-проявлять). Он отличается фантастичностью образов и высокой степенью субъективности полученных результатов, поэтому на основании отдельных свидетельств невозможно сделать определенные выводы. Тем не менее, из обобщения многих опытов следует представление о жизни как грандиозной космической игре [[21]], острейшим моментом которой выступает смерть. Единое Сознание разрывает себя на части в Пространстве-Времени, чтобы вновь обрести целостность и блаженство – в переживаниях любви, в духовных прозрениях, и после смерти. Косвенно эта картина подтверждается эффектами телепатии [[22]] и предвидения [[23]], которые тесно взаимосвязаны, как следует например из воспоминаний известного телепата В.Мессинга [[24]]. Таким образом, наблюдения за реальностью ставят под сомнение все исходные утверждения, ведущие к решению основного философского вопроса в пользу материи. В частности, пространство и время оказываются психически относительными. 

Обсудим концепцию мироздания, в которой сознание занимает центральное место: она является простым синтезом философии Гегеля [[25]] и неоплатоников [[26]] с мировыми религиями и вышеупомянутыми веяниями научной мысли. По-видимому, Пространство-Время есть абстрактный четырехмерный континуум, в котором Сознание располагает вещи в соответствии с присущими ему представлениями о связи причин и следствий. Вещи создаются идеями и вне сознания не существуют. Фундаментальные частицы (лептоны и кварки) соответствуют элементарным идеям; из них как из букв алфавита строятся атомы и молекулы, из молекул – живые клетки и т.д. Каждый объект (либо алгоритм  их взаимодействия) может быть отнесен Сознанием в разные точки Пространства-Времени, при этом число проекций определяется потребностями сетки взаимосвязей (майи – в индуизме). Такой метод подобен объектно-ориентированному программированию мультфильма, где одна подпрограмма, например “всадник”, используется для быстрой генерации “войска” путем вариации входных параметров. Достоинствами такого мультфильма являются простота создания и коррекции, однако наблюдение выявляет сходство движений и форм некоторых героев, т.к. число вариаций параметров не бесконечно. (Например, обнаруживаются кони с одинаковой гривой, или всадники синхронно взмахивающие рукой). Интересно, что этот параллелизм действительно наблюдается повсеместно в “реальном” мире, выдавая его “искусственность” (разумную организацию). Так в физике обнаружены непричинные связи [5,6,7] и корреляции шумов в несвязанных между собой системах [[27]]; в биологии замечена сходная эволюция признаков у различных видов [[28]]; в истории с древнейших времен существует идея о повторяемости, достигшая своей экзальтации в «Досках Судьбы» В.Хлебникова [[29]]. Несомненное существование исторических двойников приводит порой к нелепым попыткам переписать историю [[30]]. Параллелизм распространяется и на психику человека, при исследовании которой обнаружились универсальные структуры, которые К.Г.Юнг назвал архетипами [[31]].

Отсюда, в первую очередь, нет причин разделять людей на множество обособленных индивидуумов. Существует скорее единственный человек (Пуруша – в ведической философии, Мировая Душа – у Плотина) и много его “проекций” в Пространство-Время, полученных выборками групп функций и подпрограмм из общего многообразия: так Мировая Душа воплощается в людях: «Возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних (мирах)» (Тания, ч.I, гл.36). Эта концепция подтверждается эффектами телепатии [22], “расширения сознания” в переживаниях клинической смерти [20,[32]] и экспериментами трансперсональной психологии [19,21,[33]], которые свидетельствуют, что при ослаблении связи с миром человек способен воспринимать себя “из других проекций”. Поэтому каждый индивид суть тот же самый Пуруша, но сильно ограниченный в своих возможностях. «Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему...Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один» (Бхагават-Гита 7:21-22). По-видимому, разделение душ потребовалось для того, чтобы разыграть эволюцию жизни общества, как сложный процесс определяемый взаимосвязью проекций, так что жертвуя собой в индивидууме, Мировая Душа вместе с тем познает себя через жизнь социума. Следовательно, человек является активным участником Мироздания, цель которого состоит в развитии социума и структурировании реальности. В таком случае остановка прогресса (зависание на традиции либо деградация социума в связи с разрушением культуры) чревата окончанием эксперимента и началом нового («страшный суд» – Мф.35:31-32, «новая земля и новое небо» – Откр.21:1). В контексте теорий направляемой эволюции и субстанционального времени [[34],[35]] было бы интересно проследить корреляцию стихийных бедствий и эпидемий с периодами духовного застоя и разрушительных политических пертурбаций; однако эта задача выходит за рамки данной работы.

Проблема Времени наиболее значима и трудна для анализа. Если реальным пространством оказывается мир идей, то время определяет последовательность идей. Поэтому связи причин и следствий являются теми силами, которые удерживают сознание в потоке времени. Следовательно, для переноса информации через время – с помощью технических приспособлений либо психоделических практик – необходимо, прежде всего, снятие причинно-следственных парадоксов. В связи с этим следует подчеркнуть, что универсальный путь к вневременной связи лежит, по-видимому, в исследовании случайных процессов (где связи причин и следствий разрушены). Возникают естественные вопросы. Насколько реальны эффекты предсказания будущего? Какой смысл имеет термин “развитие”, если прошлое и будущее сосуществуют ? Как соотносится свободная воля человека с эффектом предвидения и апокалиптикой мировых религий ? Можно ли использовать ясновидение для преобразования будущего? Основная часть данной статьи будет посвящена доказательству принципиальной возможности передачи информации в прошлое. Не касаясь практического использования и связанных с этим причинно-следственных парадоксов, полученные результаты, вместе с тем,  красноречиво свидетельствуют в пользу четырехмерности мироздания, что согласуется с такими эффектами как наблюдение звезд из будущего и прошлого [14], опережающие корреляции случайных процессов [[36]], формирование у живых организмов признаков полезных лишь на следующих ступенях эволюции (филогенетическое ускорение) [[37]], и конечно известные из популярной литературы пророческое предвидение  и интуитивное поэтическое предчувствие [[38],23]. Сформулируем сейчас наиболее вероятные следствия из предполагаемой четырехмерности мира. (1) Будущее и прошлое нелокально взаимодействуют (посредством юнговских смысловых связей) – отсюда предначертание судьбы и вечная тяжесть первородного греха (карма). (2) Свобода человека в своих поступках реализуется параллельно в прошлом и будущем, поэтому будущее изменить нельзя. (3) Можно четко увидеть будущее только в той его части, которая не зависит от проявлений свободной воли до момента реализации – в противном случае возникает причинно-следственный парадокс. (4) Четырехмерное мироздание имеет свои границы во времени, потому что «Бог не смог бы сотворить камень, который он не может поднять». Предел времени определен способностью социума к совершенствованию: когда развитие прекращается, мир сворачивается: «и небеса свернутся как свиток книжный» (Ис.34:4). Таким образом,  апокалиптика мировых религий не беспочвенна. Однако на смену прежнему миру приходит новый, т.е. реальность Творца имеет пятое измерение: «И Ангел…клялся Живущим во веки веков…что времени уже не будет…» (Откр.10:5-6) «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет…И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр.21:1,5). (5) Смысл развития цивилизации и жизни каждого человека обусловлен наличием свободной воли и состоит в структурировании реальности. Творец познает себя через социум в четырехмерном мире, и затем в пятом измерении, где происходит смена миров, корректирует базовые структуры мира в лучшую сторону.  «Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется…бесконечное число раз. При этом другие цивилизации… должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих"…листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире…осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели» (А.Д.Сахаров. Заключительные слова нобелевской лекции).

Изложенная концепция не претендует на полноту. Тем не менее, она учитывает четырехмерность мира, присутствие в нем сознания и разумного смысла, не отрицает законы физики и согласуется с большинством канонических текстов мировых религий. Она допускает возможность предсказания будущего несколькими путями: пророчество полученное от Творца, ясновидение в особом состоянии сознания и, наконец, нелокальное смысловое взаимодействие с будущим, сводимое в частном случае к интуиции.

 

2. Передача информации в прошлое.  Диалог с Нострадамусом

 

Очевидно, какая – то сила действует в мире…

производящая в нас там, где мы отказались от самих себя.

М.К.Мамардашвили. Мысль в культуре.

 

Передача информации в прошлое оказывается возможной в некоторых специальных условиях для текстов с семантическими степенями свободы и свидетельствует в пользу изложенной выше концепции мироздания. Предположим, что автор и критик литературного произведения объединяются в целостную систему вне времени и пространства смысловыми взаимосвязями посредством текста, подобно квантовой системе в запутанном состоянии [5]. В обычных условиях информация передается из прошлого в будущее (от автора – к читателю); в противном случае “эффект бабочки” разрушает саму возможность постановки эксперимента. Однако причинно-следственный парадокс снимается, если реципиент из прошлого не разглашает полученную информацию и никак ее не использует в своих поступках. Частным случаем является ситуация, когда сигнал из будущего остается не воспринят в прошлом (и возможно, не осознан сам факт передачи) в силу ускользания смысла, но при этом фиксируется и публикуется, что позволяет зарегистрировать передачу там, откуда информация была отправлена. Реализация такого механизма возможна благодаря тому, что содержание текста выражается формой, интерпретация которой не всегда однозначна, так что авторское намерение часто не совпадает с читательским восприятием [[39]]. Действительно, при создании текста автор изымает из него предполагаемые знания читателя как избыточные, а читатель при восприятии размещает текст в пространстве собственных знаний. Следовательно, любое послание требует дешифровки смысла, в то время как ключи к смыслу хранятся в социокультурной среде передающего. Если читатель находится в совершенно другой среде, исходный смысл текста искажается либо утрачивается, но может возникнуть новый неожиданный смысл, понятный только читателю и неизвестный автору. Этот эффект усиливается вследствие многозначности литературных образов, которые стилистически необходимы в поэзии. Наша гипотеза (которая будет подкреплена фактами) состоит в том, что в некоторых благоприятных условиях читатель, литературный критик, может оказаться фактическим соавтором исследуемого произведения – если не в плане навязывания автору творческих идей (что ставило бы под сомнение свободу воли и причинно-следственную связь событий), то по крайней мере в определении конкретной формы их выражения, которая для автора несущественна. Через эту форму в нужное время проявляется новый смысл, закладываемый читателем и отражаемый автором, что пока не имеет практической ценности, но позволяет сделать замечательные выводы о природе времени и сознания. При этом основная проблема состоит в том, чтобы установить, был ли этот смысл заложен автором изначально, или он является плодом читательского воображения, игрой случайности, или же, наконец, действительно произошла передача информации в прошлое.

В качестве основного объекта исследования были выбраны «Пророчества» М.Нострадамуса, достаточно древние, написанные в туманной и загадочной форме. Исходный смысл большинства пассажей «Пророчеств» для современного читателя совершенно утрачен, что приводит к свободе истолкования. Следует подчеркнуть однако, что нашей целью является не обнаружить новые истолкования, а показать невозможность объяснения “пророческих” смыслов действием силы слепого случая. При этом Нострадамус рассматривается как “зеркальный отражатель смыслов” сформулированных исследователем, а вопрос о понимании этих смыслов самим пророком не ставится. Поэтому мы отказываемся от идеи обнаружить единственный четкий смысл предсказаний. В нашем подходе тексты пророка подобны кристаллу с большим количеством граней, так что под каждым новым “углом анализа” в качестве “отклика на возмущение” проявляется новый смысл. Поскольку целью исследования является оценка вероятностей получаемых пророческих смыслов (хотя бы качественная), наше особое внимание привлекают цифры, которые содержатся в двух прозаических предисловиях к «Пророчествам» («Письмо сыну Сезару» и «Письмо Генриху II, королю Франции»). Исходные даты и результаты расчетов в десятичных дробях приводятся по Юлианскому календарю на XVI век; для получения григорианских дат следует добавлять 10 дней.

Письмо Генриху начато 14 марта 1557 г. (1556,20) и завершено 27 июня 1558 г. (1557,487). Точка отсчета пророчеств определена в нем неоднозначно: с одной стороны – это датировка письма, с другой – момент указанный планетными соединениями из эфемерид Леовица: это либо солнечное затмение 2 октября 1605 г. (1604,753) либо соединение Солнца с Юпитером 18 января 1606 г. (1605,049) [[40]]. Вероятно с предсказательной целью, письмо содержит две псевдобиблейские хронологии, причем их длины также неоднозначны. Длина I хронологии 4757 или 4758 лет от Сотворения Мира до Рождества Христа. Длина II хронологии названа самим Нострадамусом и равна «4173 года и 8 месяцев, плюс или минус», т.е. 4173 либо 4173,666 лет. В альманахе на 1566 год Нострадамус приводит также III хронологию от сотворения до Рождества Христа, длина которой 4056 лет. Письмо Сезару содержит всего четыре числа: датировка 1 марта 1555 г. (1554,164), особая точка через 177 лет 3 месяца 11 дней (177,282), и даты указывающие на конец пророчеств: 3797 и 7000 лет. К сожалению, многие приведенные цифры имеют и другие варианты прочтения, но гораздо менее вероятные. Так, например, нет уверенности, что смена года в календаре Нострадамуса приходится на первое января, а не на Пасху или весеннее равноденствие; вычисляемая длина второй хронологии не соответствует названной самим Нострадамусом и т.д. Тем не менее, мы ограничимся здесь наиболее очевидными цифрами, которые обычно не вызывают возражений. Роль разночтений была рассмотрена в [[41]].  

 

(1).Идея о том, что для вычисления конечной даты необходимо сжать хронологии на некоторый коэффициент (“ключ”) и приложить к точкам отсчета сформулирована Д. и Н.Зима [[42]], но имеет гораздо более древние корни – в концепции Иоахима Флорского о цикличности мировых процессов [40] и в иудейских традициях толкования священных текстов. «В словах Билама…содержится тайна, что от шести дней творения следует отсчитать время до пророчества Билама и прибавить его к году, когда пророчествовал Билам…это самый точный расчет “конца”» (Рамбам. Игерет Теймань перек 3). Кстати, сам Нострадамус вырос в еврейской семье. Для иллюстрации метода, получим «дату конца» из Письма Сезару по методу мудреца Рамбама с ключом  11,11, который был предложен Д.и Н. Зима: 1555+(3761+1555) / 11,11= 2033. Здесь 3761 год – дата Рождества Христа от Сотворения Мира по Еврейскому календарю.

Однако выбранный Зимами ключ 11,11 слишком эвристичен. Между тем, в предположении, что ключ K и конечная дата пророчеств D являются общими для двух хронологий из Письма Генриху, возникает простейшая система двух уравнений [41] для неизвестных K,D:  (1) D=T1+D1/K(2)  D=T2+D2/K,  где T1 – первая точка отсчета, T2 – вторая точка отсчета, D1 – длина одной хронологии, D2 – длина второй хронологии. Эта система неоднозначна в силу неопределенности исходных данных, но имеет весьма интересные варианты решений:

 

T1=1557,487

T2=1605,049

D1=4758

D2=4173

D=1944,325  (9.мая.1945)

9 мая 1945  – День Победы над фашистской Германией

T1=1556,2

T2=1604,753

D1=4757

D2=4173,666

D=1952,142 (3.мар.1953)

5 марта 1953  – Умер И.В.Сталин

 

Оценивая победу в Великой Отечественной войне как наиболее значимое событие мировой истории за 400 лет, при числе различных вариантов решений равном 16, получаем вероятность случайного совпадения с точностью один день: P=10-4. Заметим, что в альманахе на 1566 год Нострадамус приводит III хронологию, длина которой равна 4056 лет, т.е. 1945 год от РХ в ней соответствует первому году 7-го тысячелетия от сотворения мира. Но в еврейской эсхатологии по истечении 6000 лет от Сотворения Господь должен обновить мир. Таким образом, Нострадамус действительно полагал 1945 год эпохальным, выделяя его более других дат. Не менее примечательно решение 3 марта 1953 года, полученное заменой всех параметров системы на альтернативные и указывающее с точностью 1 день на конец правления И.В.Сталина. Действительно, в Закрытом сообщении Бюро Президиума ЦК КПСС (за два дня до смерти вождя) сказано: «Нам необходимо в руководстве партией и страной со всей серьезностью учесть все обстоятельства, связанные с временным уходом товарища Сталина от руководства государственной и партийной деятельностью…» (3 марта 1953 г, РГАСПИ. Ф.558 Оп.11. Д.1486. Л.130-131).

Метод системы двух уравнений срабатывает и в «Письме Сезару». Формально подставляя четыре числа из Письма Сезару в систему, имеем по аналогии:

 

T1=1554,164

T2=1731,446

D1=7000

D2=3797

D=1941,605 (19.авг.1942)

19.авг.1942 – Генерал Паулюс подписал приказ о наступлении на Сталинград, начало крупнейшей в истории человечества Сталинградской битвы

 

Традиционный аргумент критиков, что «некоторые несвязанные между собой события случаются ежедневно» не уместен, потому что не каждый день начинается Сталинградская битва, заканчивается Великая Отечественная война или наступает смерть И.В.Сталина. Между тем, имеются независимые аргументы, что не только 1945, но также 1942 и 1953 годы Нострадамус рассматривал как переломные и судьбоносные. Известно, что тексты «Пророчеств» были разбиты им на три неравные части, опубликованные по отдельности: первая часть содержала 353 катрена, вторая 289 новых катренов, и третья – 300 новых катренов. Историками было замечено, что эти числа неслучайны: по крайней мере два из них заимствованы из астрологического трактата Р.Русса и должны обозначать длины планетных циклов [40]. Период 353 года лишь на один год отличается от планетной эпохи Авраама ибн Эзра, а 300 лет соответствуют планетному циклу Альбумасара. А.Пензенский полагает, что конечная дата пророчеств приходится на 2242 год, когда заканчивается эпоха Солнца и начинается эра Сатурна согласно Аврааму ибн Эзра. «Возродится новое царство Сатурна и золотой век…Сатана будет связан и брошен в глубокую пропасть…И тогда установится между Богом и людьми вселенский мир» (Нострадамус. Письмо Сезару). Этот год соответствует также окончанию седьмого тысячелетия в I хронологии из Письма Генриху: 4758+2242=7000. Предположим теперь, что числа катренов 353, 289, 300 обозначают длины найденных Нострадамусом планетных циклов, которые должны пересечься в 2242 году, то есть вблизи окончания шестого тысячелетия Еврейского календаря. Такая мысль была бы вполне естественной для ученого-каббалиста жившего в XVI веке. Но тогда “последние циклы истории” начинаются соответственно в 1942 году (Сталинградская битва), 1953 году (смерть И.В.Сталина) и 1889 году (рождение А.Гитлера). «Тайный Орден “детей Венеры” под названием “Туле”…высчитал, что наступает время прихода арийского аватара…Столетие Гитлера было одновременно и первым столетием новой Гитлерианской Эры» (А.Дугин. Конспирология). Мы видим, что естественно-научный и инсайдерский методы перекликаются, создавая причудливое сверкание цифр. Но если придирчивый критик хочет убедиться, что Нострадамус “знал” события будущего в их смысловой взаимосвязи, следует изменить метод.

 

(2). Этот метод исходит из обратного (казалось бы) предположения, что даты Рождества Христа при сжатии хронологий не должны совмещаться в единственной конечной дате D, а должны совместиться окончания 6000 лет в этих хронологиях. Тогда “пророческий смысл” будут нести как конечная дата, отображающая 6000 лет, так и даты отображающие Рождество Христа из каждой таблицы. Таким образом, даты Рождества Христа должны указывать на “родственные” (в некотором смысле) события. Было замечено эвристически, что существует замечательная конечная дата D=2033,020, такая что в качестве вероятных дат Рождества Христа по трем хронологиям вычисляются даты рождения трех известных политиков минувшего века, а также и дата смерти одного из них, с точностью 1 день:

 

1557,487+(2033,020-1557,487)*4173,666 / 6000 = 1888,273 (20.апр.1889) родился Гитлер

1242,000+(2033,020-1242,000)*4758,000 / 6000 = 1869,279 (22.апр.1870) родился Ленин

1557,487+(2033,020-1557,487)*4056,000 / 6000 = 1878,947 (21.дек.1879) родился Сталин

1604,753+(2033,020-1604,753)*4757,000 / 6000 = 1944,297 (29.апр.1945) застрелился Гитлер

 

Здесь во второй строке привлекается дополнительная точка отсчета 1242, соответствующая концу 6000 лет в I хронологии: 4758+1242=6000. Приведенный расчет не лишен своеобразной внутренней логики. Дата D=2033,020 возникает не в результате подгонки: (а) это середина (с точностью 1 день) между праздником Йом Кипур (Судный День) 6001 года Еврейского календаря (2239,712 РХ, http://istok.ru/time-n-dates/Calendar) и концом 6000 лет во II хронологии Нострадамуса (1826,334 РХ): (2239,712+1826,334) / 2 = 2033,023; (б) это “первое отражение” Христа (с точностью 1 день) при сжатии 6000 лет I хронологии до того же праздника Йом Кипур 6001 года: 1242,000+(2239,712-1242,000)*4757,000 / 6000 = 2033,019. Отсюда в полном соответствии с рациональными рассуждениями А.Пензенского [40] можно заключить, что пророк придерживается традиционного Еврейского календаря. Тогда дата 2033,020 (18.янв.2034), совпадающая с Православным Крещением, приобретает смысл отражения в некотором смысле праздника Йом Кипур (трансформации мира), и обозначает рождение либо первое проявление в мире Героя либо Антигероя, Христа либо Антихриста, но с учетом семантического контекста, скорее всего – Помазание на царство еврейского мессии, Машиаха бен Давида. «Он, прежде всего, человек…Волей Неба, этому человеку предстоит выполнить особое поручение: принести в этот мир Освобождение… Машиах и эра Освобождения являются конечной целью всего мироздания…» (С сайта Еврейского On-Line Центра http://www.jewish.ru). Еврейские мудрецы говорят о бессмертии Машиаха: если он вдруг умрет, его душа вознесется на небо, но тут же вернется обратно, и Машиах воскреснет. Следовательно, Машиах непобедим. Он совершит чудеса, превосходящие по силе чудеса Моисея и в соответствии с планом Всевышнего приведет человечество к совершенству и вечной радости. Весь мир признает существо­вание Творца и назовет Его одним Именем. Это случится до окончания шестого тысячелетия. В более смелых высказываниях, «наказание Адама аннулируется в дни Машиаха... смерть аннулируется для всех» (Рамба’’н 39). Для исправления греха Адама и Евы, Машиах с восстановленными Скрижалями Завета отправится в Эдем и вкусит плод с древа жизни. Увы! В предложенной схеме передачи информации в прошлое, дата 2033,020 может также не означать совсем ничего, потому что события 2034 года неизвестны индуктору, а смысл пророчеств (предположительно)  неизвестен реципиенту из прошлого. Вероятность случайного совпадения остальных дат оценивалась в [[43]] и оказалась не выше P=10-12.

 

(3). Возвращаясь к эвристическому ключу 11,11 предложенному Д. и Н.Зима [42], пригодность которого для “расшифровки” чисел внутри таблиц вызывает сомнения, заметим однако, что среди нескольких вариантов его использования возникают и весьма примечательные:

 

 

1604,753+4758,000 / 11,11 = 2033,016дата из будущего

1557,487+4173,666 / 11,11 = 1933,155 (9.март.1934) родился Юрий Гагарин, первый космонавт мира

 

Таким образом, два эвристических метода с противоречивыми исходными требованиями неожиданно согласуются, приводя к одинаковой “конечной дате” 2033,020 с точностью 1 день. Проясняется и смысл этой даты: речь по-видимому идет о постижении человеком неизвестных пластов реальности, что при разумном подходе повысит уровень духовности человечества. «Никакой религии Земли от иных миров не заслониться. Лики мироточат и вдали ясно вижу я родные лица» (В.Иванов. Несусветный Свет). Но при этом могут возникнуть и новые непростые проблемы. «В глухой провинции Вселенной планет, что снегу, намело. На космонавта смотрит Ленин с портрета дружески светлоЛегко ль, прорвавшись в эти дали, где смерть и вечность в двух шагах, Пространства - Времени скрижали в своих удерживать руках?!» (Л.Татьяничева. В кабинете космонавта).

Самое замечательное, что выбор ключа 11,11 у Д. и Н.Зима не аргументирован. Фактически это кашф, прозрение, результат которого авторы применяют к таблицам, приходя в итоге к малоубедительным результатам. «Остерегайтесь проницательности верующего! Воистину он смотрит светом Аллаха» (Хадис пророка Мухаммеда). Дело в том, что таблицы в целом, за исключением лишь отдельных мест, вполне соответствуют Библии и истории. Так совпадают числа от рождения Ноя до потопа 600 лет (Быт.7), потоп длился 1 год и 2 месяца (Быт.8), Авраам родил Исаака в 100 лет (Быт.17), Исаак родил Иакова в 60 лет (Быт.25), в возрасте 130 лет Иаков прибыл в Египет (Быт.47), через 430 лет случился исход евреев из Египта (Исх.12), через 480 лет Соломон воздвиг Храм (I Царств 6). От Рождества Христа прошло чуть более 621 года до переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (отсчет эры Хиджра). Таким образом, возможности Нострадамуса по вариации отдельных цифр хронологий были существенно ограничены. Более того, известный нострадамовед П.Брендамур [40] обоснованно полагает, что отличия остальных дат от известных из Библии и истории могли возникнуть в результате неточностей самого Нострадамуса либо опечаток издателей. Так по Евсевию от Адама до Ноя 2241 год, а Нострадамус указывает 1242; от Сотворения Мира до Ноя 1056 лет (Быт.5), а у Нострадамуса 1506; от Храма Соломона до Храма Кира 531 год – но в хронологии эта дата пропущена. Манипуляции Д. и Н.Зима с ключом 11,11 вызывают у историков нервные судороги [40]; достаточно упомянуть лишь такие “особенности” их метода [42], как вставка в середину таблицы разницы чисел лунных и солнечных лет. Отсюда можно предположить, что никаких “пророчеств” в таблицах Нострадамуса попросту не было. Но тогда, с учетом конечного результата, мы вправе задать вопрос, какая же Сила действовала сквозь время, побуждая Нострадамуса и издателей, переводчиков и толкователей, – совершать ошибки и опечатки так, что результат наложения всех этих нелепостей начал приобретать разумный смысл с вероятностью выходящей далеко за рамки случайного совпадения ? Точно в тему было замечено: «Когда б Вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» (М.Цветаева).

С другой стороны, затруднительно отрицать наличие особых способностей к прорицанию у самого Нострадамуса. Ведь иногда названные им цифры следовали “открытым текстом”. Так в альманахе на 1566 год, за год до смерти, были объявлены две возможные даты «начала 7-го тысячелетия»: это 1945 и 2034 годы. Также в «Письме Генриху» есть известный абзац, обычно интерпретируемый как пророчество об Октябрьской революции и распаде СССР: «И в месяце октябре произойдет так, что случится великое перемещение, - такое, что подумают было, что махина Земли потеряла свое природное направление, и погрузилась в вечные потемки. До этого, в весеннее время, и после этого будут исключительные перемены и смены власти, великие землетрясения, с разрастанием новой Вавилонии, презренной дщери приращенной мерзостью первого холокоста, и продержится [она] лишь 73 года и 7 месяцев». Мало кто понимает, что точность этого предсказания равна одному дню. Действительно, юридически диктатура большевиков берет начало не с октября 1917 года (когда всего лишь произошла смена временного правительства), а с роспуска Учредительного Собрания – высшего представительного и законодательного органа – 19 января 1918 года. Поэтому названные предсказателем 73 года и 7 месяцев истекают 19 августа 1991 года: именно в этот день (!) случился так называемый «Августовский путч», приведший к распаду СССР.

Тем не менее, я полагаю, обнаружение смысловых сочетаний цифр при старте с разных исходных позиций свидетельствует, что мы не имеем дело с сознательным предсказанием Нострадамуса типа “шифра”, а скорее с тем же эффектом, которому К.Г.Юнг посвятил свою работу «Синхронистичность: акаузальный связующий принцип» [16]. Этот эффект лишь усиливается личными способностями Нострадамуса. В примере со Сталинградской битвой (1942) и смертью Сталина (1953) мы увидели, как это происходит. Предсказатель интуитивно чувствует смыслы “первого слоя” и пытается их логически выразить, привлекая современные его эпохе астрологические суеверия. В результате возникает второй слой пророчества, точность которого ниже на два порядка. Имея за спиной могучий авторитет К.Г.Юнга, автор настоящей статьи не стеснялся использовать методы подобные тем, что были использованы в свое время Юнгом при анализе гороскопов семейных пар. Однако особенностью проведенного здесь исследования является вневременной характер эффекта, так что термин «синхронистичность» представляется неуместным. Я считаю, при осмыслении этих феноменов, следует принять во внимание мысль одного из исследователей природы Времени: «важнейшее отличие действия механических закономерностей от закономерностей Теории Времени заключается в том, что для первых бессмысленно понятие целесообразности, а для последних невозможна бесцельная обязательная закономерность»[34]. Иначе говоря: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной ?» (В.Маяковский). Однако, как и в опытах Юнга, весьма вероятна значимая роль психики исследователя в получении результата, так что другой автор, придерживаясь сходных методов поиска, видимо получил бы другие цифры и обнаружил иные нетривиальные смыслы.

 

3. “Запутывание” В.Маяковского и “предсказания” С.Есенина

 

Какие наглецы — скажут некоторые,
Нет, они святые, возразят другие.

Но мы улыбнемся как боги…

В.Хлебников и др. Воззвание Председателей Земного Шара.

 

Этот раздел носит ярко выраженный ненаучный и субъективный характер, поэтому критически настроенному читателю рекомендуется пропустить его. Я же не могу отказать себе в маленьком удовольствии отойти от сухой алгебры цифр и обратиться к поэзии. Моя цель состояла в том, чтобы провести “контрольный эксперимент” и передать информацию в прошлое человеку, который выраженными пророческими способностями не обладал. Поскольку в успех этого мероприятия не особо верилось, постановка эксперимента не продумывалась специально. Поэтому, если по хронологиям Нострадамуса каждый желающий может произвести расчеты и оценить вероятности случайного появления примечательных чисел, в экспериментах с поэтами такая возможность отсутствует.

 

(1). Было выбрано два литературных произведения, одно из которых (А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом Петушке») было мне хорошо знакомо и дополнительно перечитано, а второе (В.Маяковский. «Хорошо !») – относительно незнакомо. Ставилась цель в ходе прочтения поэмы «Хорошо !» выявить как можно больше сходства со сказкой Пушкина. Выбирая последовательно из поэмы предложение за предложением, я старался не вникать в основной смысл текста, а рассматривать их в узко специфичном ракурсе – сквозь призму «Сказки о Золотом Петушке». Если смысловое совпадение возникало, оно записывалось. Если совпадения не было, предложение рассматривалось как “бессмысленное”, отбрасывалось и забывалось. В итоге обнаружилось, что при сравнении текстов возникает полное впечатление диалога авторов, и соответственно появляется обоснованное подозрение, что Маяковский намеренно пародирует Пушкина. Примечательные совпадения сведены в Таблицу 1.

 

А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом Петушке»

В.Маяковский. «Хорошо !»

Ждут, бывало, с юга – глядь – ан с востока Идет рать! Справят здесь – лихие гости Идут с моря. Со злости Инда плакал царь Дадон…

Кончайте войну ! Довольно ! Будет ! В этом голодном году – невмоготу.

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: “Кири-ку-ку, Царствуй лежа на боку !” Воевода говорит: “Петушок опять кричит. Страх и шум во всей столице”

Дворец не думал о вертлявом постреле, Не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный…голова присяжного поверенного кружится. Слова и слова. Огнесловная лава. Болтает сорокой радостной. Он сам опьянен своею славой…Слушайте, пока не устанете, как щебечет …

Все в безмолвии чудесном Вкруг шатра…И девица, Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя…И в шатер свой увела. Уложила отдыхать на парчовую кровать

Синё и темно. Город сном и покоем скован. НО не спит мадам Кускова. Любовь и страсть вернулись к старушке. Кровать и мечты розоватит восток.

Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала.

Я, бывало, хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц – И про царей и про цариц. И я б, с моим умишкой хилым, - Короновала б Михаила, Чем брать династию чужую…

Молвил царь ему, - что скажешь? Подь поближе! Что прикажешь ? …Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской.

Чего ты хочешь? Попроси. Чтобы тебе на нас не дуться, дадим свобод и конституций

Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую Царицу

Я не больна. Я…знаешь, няня…влюблена

Крайне царь был изумлен. Что ты ? – старцу молвил он, - Или бес в тебя ввернулся? Или ты с ума рехнулся? …И зачем тебе девица ?

Оставь, Кускова, в наши лета Любить задаром смысла нету…Кускова, нервы, полечись ты

Не хочу я ничего ! Подари  ты мне девицу, Шамаханскую Царицу, - Говорит мудрец в ответ

Старушка тычется в подушку, И только слышно: “Саша-Душка!...В Керенского”

Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. Вся столица содрогнулась, а девица Хи хи хи ! да ха ха ха

“С казачеством шутки плохи, -повыпускаем им потроха…” И все адъютант – ха да хи, Попов – хи да ха

Не боится знать греха…

Уж мы поднимем с царевой кровати эту Самую Александру Федоровну

Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон ! Охнул раз, - и умер он.

Подпусть петуха! Подымай вилы! Эх, не потухай, - петух милый !... Ночь – и на головы нам луна. Она идет оттуда откуда-то …Оттуда, где Совнарком и ЦИК… голова-лунь уносится с камня голого. Место лобное – для голов ужасно неудобное

А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало

А Керенский – спрятался, попробуй вымань его!

Сказка ложь, да в ней намек ! Добрым молодцам урок

Юноше, обдумывающему житье, решающему – сделать бы жизнь с кого, Скажу не задумываясь – “Делай ее с товарища Дзержинского”

Таблица 1.

 

Анализ литературной критики показывает, что пародия на «Евгения Онегина» в 4 главе поэмы «Хорошо!» была замечена ранее. Однако обсуждения сходства со «Сказкой о Золотом Петушке» не проводилось. Вероятно, в моем опыте сказался фактор “везения”, так что случайно (синхронистично?) были выбраны произведения, в которых один из авторов активно цитирует другого. Но тогда справедливо задать вопрос, чем вызвано обращение Маяковского именно к «Cказке о Золотом Петушке» ? Эта сказка скорее мистическая нежели революционная, из того же разряда произведений, что и «Песнь о вещем Олеге», «Пиковая Дама» и «Выстрел». Она о предательстве и малодушии, об опасности женских чар и о наличии в природе сверхъестественных механизмов контроля над судьбами. Старец-скопец не по своей воле, а по царскому приглашению, является во дворец. Случайно царь дает громкое обещание, и попадает в ловушку. Скопца-звездочета одолевает страсть, безумная и бессмысленная. Трагическую историю завершает некий закон – бездушный золотой петушок, а царица (казавшаяся до сих пор движущей силой мира) оказывается сопутствующей петушку зловещей галлюцинацией. Сопоставление Шамаханской Царицы с Керенским по этим причинам весьма абсурдно. Таким образом, основное содержание сказки Пушкина далеко по смыслу от тех проблем, которые волновали “позднего” В.Маяковского. Тем более странно, что сказочный мотив звучит у Маяковского вполне отчетливо.

 

(2). Поскольку осталось неясным, намеренно ли Маяковский пародировал Пушкина, я повторил эксперимент в измененном виде на стихах С.Есенина. Ежедневно очередное стихотворение из случайно взятого сборника стихов С.Есенина [[44]] сравнивалось с первой новостью в разделе «Россия» на сайте lenta.ru. Совпадения на третий и четвертый день опыта показались мне весьма любопытными. Результаты эксперимента с комментариями сведены в Таблицу 2.

Новость на http://www.lenta.ru

Стихотворение из сборника С.Есенина

Комментарий

29.04.09, 17:36.  Сжигание травы в овраге, расположенном в непосредственной близости от жилья, привело к возгоранию 16 жилых  домов в Оренбурге. Инцидент произошел в районе Караваева Роща, тушение пожара осложнялось сильным ветром и отсутствием источников воды.

Вот уж вечер… От луны свет большой Прямо на нашу крышу… Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.

 

Передано впечатление вечера и огня (печка, большие свечки). Внимание обращено на крышу жилого дома.

 

30.04.09, 15:40. МИД РФ назвал грубой провокацией высылку двух дипломатов из российского постпредства при НАТО (Брюссель)… Ранее представители НАТО заявили, что дипломаты работали на российскую разведку.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосёт.

 

Брюссель известен своей брюссельской капустой. Восход случается на востоке. Шпион “сосёт” секретную информацию за деньги (“зеленые”). Показателен шифрованный стиль стиха.

1.05, 12:18. Около 200 активистов леворадикальной организации "Авангард красной молодежи" были задержаны в центре Москвы… от 200 до 300 активистов в настоящее время проводят сидячую забастовку на Театральной площади, требуя освобождения своих товарищей.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Описана сидячая забастовка молодых активистов. Предупреждающие сигналы ОМОН: удары дубинок о щиты. Не надо забывать, что поэт сочувствовал революции.

2.05, 2:01. Первомай вышли праздновать около двух миллионов россиян...Наиболее многочисленные акции состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге.

Не пойду я к хороводу:

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

 

 

Действительно, предыдущее совпадение рассмешило меня, а на 1 мая в Екатеринбурге (где я живу) выпал обильный снег.

3.05, 5:40. Около 23:35 в проезде Черепановых … возле палатки "Соки-воды"…взорвалась ручная граната… Выяснилось, что приятели праздновали день рождения одного из них… пострадали из-за неосторожного обращения с боеприпасом.

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок,

Распоясала зарница

В пенных струях поясок…

Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату.

Критическое событие (срыв чеки-“фаты”) происходит ночью, там где пенится вода, по недосмотру: “Залюбуюсь, загляжусь ли…” Здесь происходит окончательный  разрыв связи.

Таблица 2.

 

Я хочу подчеркнуть, что весь мой эксперимент ограничился двумя опытами, поэтому совпадения не объясняются действием “принципа больших чисел”. Также я не ставил задачу провести новые опыты, поскольку мне очевидно, что закон больших чисел восторжествует в статистике. «Много раз “спросим” у калькулятора, сколько будет семью восемь. А потом столько же раз подряд зададим этот вопрос человеку. Понятно, что после n-го вопроса ответом нормального человека будет уже не “пятьдесят шесть”… [Аналогочно] попытки набрать статистику бесконечным повторением одного и того же вопроса Природе для убеждения “не верящего Фомы” обречены на неудачу» [34]. Если эффект передачи информации в прошлое не является игрой случая, он качественно подобен не только синхронистичности Юнга, но и квантовой телепортации [5,6,7], когда состояние “третьей частицы” (в нашем случае – смысл стороннего текста) мгновенно передается между двумя “частицами” (автор–читатель), образующими “запутанную пару”. Тогда в дополнение к ранее сформулированным следствиям из четырехмерности мира можно заключить, что сознание человека не локализовано четко во времени и пространстве. Ведический Пуруша, соединяющий в себе человечество в прошлом и будущем, появляется в поле нашего зрения как реальный субъект. Коллективное бессознательное открытое К.Г.Юнгом [31] – не есть запечатанная в головной мозг, наследуемая и одинаковая для всех база образов, доступ к которой закрыт цензурой обыденного мышления. Скорее коллективное бессознательное – это весь океан сознания Мировой Души, никак не связанный с головным мозгом. Благодаря ему возможна прямая связь индивидуумов в Пространстве-Времени посредством не физических, но смысловых взаимодействий, например, через текст. Поэтому текст с семантическими степенями свободы напоминает зеркало, в котором читатель может увидеть отражение своих мыслей. При этом параллельные смыслы не обязаны проникать в сознание автора текста, и вполне адекватно воспринимаются только там, откуда они были отправлены. Однако, даже в принятии такой необычной гипотезы, известный текст должен быть согласован с коллективными чаяниями литературных критиков неограниченно удаленного будущего, что накладывает на него определенные ограничения. Возможно, решающее значение имеет “первое наблюдение” в заданном ракурсе, либо “сила веры” литературного критика в свой успех. Также отсюда следует, что любое гениальное поэтическое произведение является, по-существу, пророческим. «И Бога глас ко мне воззвал: Восстань, пророк, и виждь, и внемли …» (А.С.Пушкин. Пророк). «С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока» (М.Ю.Лермонтов. Пророк). Идея о пророческой силе поэзии и искусство истолкования текстов (вплоть до гадательных практик) весьма развиты в исламе,  особенно в его духовном течении ­– мистическом суфизме, где почитаются стихи Руми и Хафиза [[45]]. Это, конечно, связано с тем, что основной священный текст ислама, Коран, изложен в стихах.

 

4. Дух Земли против Левиафана. Воскрешение мертвых и Конец Мира

 

Если нет Бога, то нет и человека…

я хочу свободы в Боге и для Бога.

Н.Бердяев. Новое средневековье.

 

Вопрос о соотношении сознания и материи в свете современных знаний постепенно уходит из философской области, разрешаясь в пользу Творца, и настоящая работа вносит определенный вклад в этот процесс, констатируя психическую относительность времени и пространства и размытые границы человеческой индивидуальности. Обсудим сейчас, какие проблемы и перспективы открываются перед нами в связи с открытием новых горизонтов в постижении мира.

Основной вопрос философии звучит теперь: с какой целью создан материальный мир? Религиозные и философские системы не дают на него однозначного ответа. Тора учит, что первозданный мир был весьма хорош, а человек сотворен чтобы управлять им: «сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину…И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле… И увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бырэйшит 1:27-28). Однако религии опыта (буддизм, индуизм) смотрят на Мироздание как на причину страданий и предлагают духовные практики (медитации), направленные на выход из цепи перерождений (сансары). При этом каждый человек, усердно выполняющий духовные упражнения, получает прямое знание о реальности на уровне субъективных впечатлений и ощущений, часто невыразимых словами. «На Земле есть огромная фабрика, где делают бочки разного размера и качества. При рождении человека помещают в такую бочку, а потом еще заливают бетономМедитация – это великое неделание, когда вы не стремитесь чего-то достичь, от чего-то избавиться, а наоборот – полностью расслабляетесь, и позволяете всему произойти, ничего не определяя и не оценивая» [[46]]. Очевидный диссонанс приведенных цитат может разрешаться по-разному. Тора учит, что первозданный мир был испорчен непослушанием человека, после чего Господь (через пятое измерение?) изменил творение: проклял змея, создал страдания, тяжкий труд и смерть, и поместил человека в эти измененные условия. Согласно же учению гностиков, «мир произошел из-за ошибки» (Ев. от Филиппа, 99), потому что Бог – в некотором смысле– «погиб», не достигнув цели. Творцом материального мира является Демиург (один из низших эонов), а сознание человека, относящееся по своей природе к Мировой Душе, соблазненное своеволием, находится в плену у материи. «Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира,– неразорванные, вечные» (Ев. от Филиппа, 10). Частицы Бога должны по собственной воле отвергнуть материю и обратиться к Единому – так достигается гностическое согласие с религиями Востока. Проблема, однако, в том, что учение гностиков по существу является идеалистической спекуляцией, а теологические выводы из медитаций имеют ценность не большую, чем заявления космонавтов об отсутствии Бога на небесах. Гностические идеи были радикально переосмыслены неоплатониками. Согласно Плотину, возникновение материального мира является не коварным замыслом Демиурга, а самопроизвольным процессом эманации из Единого вследствие его полноты. Отпавшие частицы Единого забыли свою божественную природу, подобно тому как дети, покинувшие свой дом, забывают родителей. Поэтому первородный грех – в отрешенности человека от своей божественной сущности, а путь к исправлению лежит через «позитивную гордыню»: осознание сопричастности с Богом и возвышение над материальным. В Новое Время в философию идеалистов проникают спасительные идеи об эволюции духа, проясняющие смысл Мироздания и человеческой жизни. По Гегелю, самопознание Абсолютного Духа происходит через его раскрытие в природе и обществе. Философия всеединства В.Соловьева и С.Булгакова призывает к созданию единого человечества как абсолютного организма. Наконец, Н.Бердяев, и чуть позднее П. Тейяр де Шарден, обнаруживают, что большая сложность мира требует большего масштаба сознания, и следовательно технический прогресс может быть полезным для духа. Пределом эволюции по Шардену станет формирование коллективного разума, «Духа Земли», который по достижении совершенства отделится от материи дабы соединиться с Христом [[47]]. Таким образом, несовершенство мира не является поводом для обиженного ухода в нирвану, а служит стимулом для творческого преобразования реальности. Ближайшая цель человечества видится в том, чтобы путем развития эмпатии, телепатии, ясновидения ослабить разделяющие индивидуумов психические барьеры и отчуждение: пробудить божью искру в каждом, как советовал Плотин.

Однако, благими намерениями вымощена дорога в ад. Парадокс в том, что плацдарм для разума находится в материальном мире, а тропа к духовным корням, к Единому –пролегает только через индивидуальную душу. Поэтому, хотя стремление разума обращено вовне, поиск духовной опоры должен происходить внутри. В противном случае обожествляются представленные в материальном мире тени Единого, возникают партии и религии Голема. «Национал-большевизм – это такое мировоззрение, которое строится на полном и радикальном отрицании индивидуума и его центральности, причем Абсолютное, во имя которого индивидуум отрицается, имеет самый широкий и самый общий смысл»[[48]]. Это может быть, например, Государство (называемое также Левиафаном – по Гоббсу), Церковь, Нация. Они имеют видимость жизни словно реальные духовные сущности объединяющие людей, но тем не менее лишены собственного сознания. «Что же это – абсолютное зло? Это субстанция…не имеющая в себе ничего благого, но лишь получающая порядок и вид извне, относящаяся к сущим вещам, как жалкое подобие к прообразу, она-то и есть сущность зла» (Плотин. О природе и источнике зла). Согласно еврейской легенде, Голем созданный мудрецом для защиты, живет и действует будто жив, но на самом деле он сделан из глины и мертв, и следовательно не различает добра и зла. Он полезен лишь до тех пор, пока лишен собственной воли и обеспечивает (материальные прежде всего) потребности индивидуума. В некоторый момент Голем превышает свои полномочия и заявляет волю, противоречащую воле создателя. Но если борьба людских мнений отражает развитие духа, то самостоятельность Голема выражает лишь бунт материи против духа, т.е. абсолютное богоборчество. «Угасла вера в живого Бога и начали верить в ложного бога, в нацию как идола» (Н.Бердяев. Новое Средневековье). Перед прелестью государственной тирании не устояли даже Платон и Гегель: первый пришел к ней из отрицания эволюции, второй увлекся абстракциями оторванными от субъекта. В XV веке “религия голема” проросла в Православие. Митрополит Зосима провозгласил Москву Третьим Римом, а царя кремлевского – истинным богоносцем и спасителем человечества. «Матери, уносите своих детей, если покажется где-нибудь государство. Юноши, скачите и прячьтесь в пещеры и в глубь моря… Девушки и те, кто не выносит запаха мертвых, Падайте в обморок при слове “границы” » (В.Хлебников и др. Воззвание Председателей Земного Шара). Однако церковная реформа, осуществленная в символичном 1666 году, изгнала “зверя”: «Исчислил Бог царствие твое и положил конец ему» (Дан.5:26). Запутан вопрос об идейных истоках Третьего Рейха, но очевидно, они коренятся отнюдь не в вульгарном материализме: среди вестников гитлеризма называют Ницше, Гегеля, Чемберлена и …Елену Блаватскую [[49]]. Всех этих философов объединяет страстное стремление духа к власти над плотью и радикальному преобразованию мира. Таким образом, идеализм дает веру в смысл жизни и мироздания, однако его политические препарации, поставленные на службу големам, таят в себе поистине людоедские возможности: «"Субъект без границ" – это предельно чистое воплощение метафизического смысла агрессии, это удивительно точный лозунг, выражающий глубинную природу Чистого Террора» [48]. Заметим, что сатанизм исходит из обратного: в его основе лежит невротическое отрицание нелокальности Субъекта. «Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты —это ты. А я — это я». (Ф.Перлз. Гештальт-молитва). «Психиатрия сделала огромные шаги в направлении понимания человеком своей подлинной сутиЯ освобождаюсь ото всех условностей, которые не ведут к моему земному благополучию и счастью». (Ла Вэй. Сатанинская Библия).

Повторимся: материи отвечающей определению В.И.Ленина (оторванной от субъекта) в мире попросту нет, а разум оказывается первичным независимо от наших представлений о нем. Перед нами открываются грандиозные перспективы свободной эволюции духа, которые могут вызвать недоумение в кругах хранителей научной и религиозной традиций. Отношение к миру и жизни сильно изменится. Мозг будет восприниматься как жесткий диск, которым пользуется душа, жизнь – как файлы записанные на винчестере, тела других людей – как удаленные сервера. «Прекрасны тела, освобожденные из темниц одежд… Впрочем, уравнение человеческого счастья было… найдено только тогда, когда поняли, что оно вьётся слабым хмелем около ствола мирового». (В.Хлебников. Утес из будущего). Родится новая философия и мораль. Решительное признание ценности человека как воплощения божества, радикальный психоделический трансгуманизм в политике и культуре, – должны пробудить искру высшего света в каждой душе. Страны объединятся и смешаются нации, “големы” рухнут, армии будут упразднены. «И призванием русского народа должно быть дело мирового объединения, образование единого христианского духовного космоса» (Н.Бердяев. Новое средневековье). Финансовые потоки направятся на совершенствование человека. Окрепнут симпатия между людьми и вера в общие космические задачи, и тогда – для логического завершения номогенеза – у человека проявятся сверхспособности. «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28). Возникнет живая сеть наподобие Интернет, которая телепатически соединит людей в Коллективный Разум («Дух Земли» по Тейяру де Шарден). Возможности этого Разума превзойдут на порядки простую сумму возможностей индивидуальных душ. Древние пласты Мироздания откроются для свободного доступа. Разверзнутся могильные плиты коллективного бессознательного, и люди вспомнят свои предыдущие жизни: так мертвые воскреснут внутри живых, дабы их глазами снова увидеть мир. «Как в Адаме все умирают, так во Христе оживут» (1 Кор. 15:22). Однако преступники будут навсегда забыты: «В день воскресения Мы установим справедливые весы…Уделом тех, чья чаша [добрых дел] окажется легкой, станет пропасть» (Коран 21:47, 101:6). Стихийные бедствия будут предсказываться на годы вперед, а человек научится думать и действовать нелокально – в настоящем и близком будущем. Отважные Герои Ума соединят мозг с компьютером и станут киборгами. Через них Коллективный Разум выйдет в киберпространство и задействует мощности систем искусственного интеллекта. «Эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинением ее духу…[который] справится с грандиозной задачей в том лишь случае.. если он будет соединен с Богом» [[50]]. (Поэтому иначе нельзя: cначала – Коллективный Разум и воскрешение мертвых, лишь затем – выход в киберпространство и искусственный интеллект). Эффективность разумной деятельности возрастет чрезвычайно, а структурирование реальности достигнет таких масштабов, которые сейчас невозможно вообразить. Содержание жизни переместится в виртуальный мир, а в старом физическом мире произойдет смена тел: схемы питания мозга и опорно-двигательный аппарат будут оптимизированы, лишние органы (такие как пищеварительный тракт) удалены и добавлены новые. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагават-Гита 2:22). После долгих и мучительных поисков решится проблема переноса сознания (духа, а не мышления!) на искусственные носители, будет достигнуто практическое бессмертие материальных тел и прекратится рождаемость. И вот, процесс самопознания Мировой Души приблизится к завершению: согласие по всем вопросам будет достигнуто и все проблемы решатся. Индивидуальные души сольются, возвращаясь к Источнику, а интерес к материи ослабеет, и она за ненадобностью исчезнет в глубинах памяти. Время превратится в пространство, и предел его обозначится, но проявится неведомое пятое измерение. И тогда Коллективный Разум соединится с Богом, чтобы создать Новый Мир. «Как Мы создали первое творение, так Мы его повторим по обещанию от Нас» (Коран 21:104).  

 

Я признателен М.М.Фискову за полезную дискуссию, которая потребовала от меня упорядочить материал, отделив в нем зерна от плевел, и послужила мотивацией для статьи.

 

Литература



[1] Letter to a child who asked if scientists pray, January 24, 1936; Einstein Archive 42-601

[2] П.А.Зныкин. Предвидение Козырева // В сб. «Время и звезды: к 100-летию Н.А.Козырева» – СПб.: Нестор-История, 2008. — 790 с.

[3] В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон. Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику. – Екатеринбург:Изд-во УРГУ, 2003, – 264 с.

[4] С.И.Доронин. Нагуализм с точки зрения квантовой теории. // Квантовая Магия, 2004, т.1, вып. 4, с.4301-4322

[5] Белокуров В.В., Тимофеевская О.Д., Хрусталев О.А. Квантовая телепортация - обыкновенное чудо. Москва, Ижевск: Изд-во: Регулярная и хаотическая динамика, 2000.

[6] D.Boschi, S.Branca, F.De.Martini, L.Hardy, S.Popescu. Experimental Realization of Teleporting an Unknown Pure Quantum State via Dual Classical and Einstein-Podolsky-Rosen Channels // Phys. Rev. Lett. 80 (1998) 1121

[7] Thomas Jennewein, Gregor Weihs, Jian-Wei Pan, and Anton Zeilinger. Experimental Nonlocality Proof of Quantum Teleportation and Entanglement Swapping. // Phys.Rev.Lett. 88 (2002) 017903

[8] Талбот М. Голографическая Вселенная. Новая модель реальности. – Киев: София, 2008, – 416 с.

[9] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т. 3. М., 1964

[10] Эйнштейн А. Сущность теории относительности. — М.: Изд. ин. лит., 1955. — 157 с.

[11] J. C. Hafele and Richard E. Keating. Around-the-World Atomic Clocks: Predicted Relativistic Time Gains //Science 14 July 1972: V.177. №4044, pp. 166 168

[12] Козырев Н.А. Избранные труды. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1991. – 448 с.

[13] Козырев Н.А., Насонов В.В. О некоторых свойствах времени, обнаруженных астрономическими наблюдениями. //Проблемы исследования Вселенной. – Вып.9 – М.,Л., 1980, с.76–84

[14] Н.А.Козырев. Астрономическое доказательство реальности четырехмерной геометрии Минковского. // В сб. Проблемы исследования Вселенной. Вып.9, М.; Л., 1980. – с.8593.

[15] Ленин В.И. ПСС, т. 18, с. 131

[16] C.G.Jung. Synchronicity : An Acausal Connecting Principle (1952) in: C.G.Jung, Wolfgang Pauli – The Interpretation of Nature and the Psyche, New York: Pantheon, 1955, Bollingen series, Princeton: Princeton University Press, 1973; Юнг К.Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. /В сб. К.Г.Юнг. Синхронистичность. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997.

[17] Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1985.

[18] В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон. Критерии истинности в научном исследовании // В сб.: Новые идеи в философии науки и научном познании. Вып.1. Екатеринбург, Наука, 2001.

[19] Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1994

[20] Р.Моуди. Жизнь после жизни. Киев:София, 2003. – 240 с.

[21] С.Гроф. Космическая Игра: исследование рубежей сознания. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997

[22] Кажинский Б.Б. Биологическая радиосвязь. –АН УССР, 1962

[23] В.М.Герман и др. Заря новой парадигмы. //Сознание и физическая реальность, 2003, Т. 8, № 6. с. 47-55

[24] Мессинг В.Г. О самом себе /в сб. Феномен “Д” и другие. М.: Политиздат, 1991

[25] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб: Наука, 1999.–444с.

[26] Плотин. Эннеады. "УЦИММ-ПРЕСС", 1995

[27]Шноль С. Э., Намиот В. А., Xохлов Н. Б. и др. Дискретные спектры амплитуд (гистограммы) макроскопических флуктуаций в процессах личной природы. — Пущино, 1985. — 39 c. Препринт/Ин-т биофизики АН СССР.

[28] С.В.Мейен. Листья на камне: Размышления о палеоботанике, геологии, эволюции и путях познания живого. М.: ГЕОС. 493 с.

[29] В.Хлебников. Доски Судьбы. [Реконструкция текста, сост., коммент., очерк В. В. Бабкова]. — М: Рубеж столетий : Диполь Т, 2000

[30] А.Т.Фоменко. Глобальная хронология. Исследования по истории древнего мира и средних веков. М.: Изд-во мех.-мат. ф-та МГУ, 1993, – 408 с.

[31] К.Г.Юнг. О природе психе. М.: РЕФЛ-бук, 2002. – 414 c.

[32] Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996

[33] Дж.Лилли. Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера: теория и эксперименты. К.:София, 1994

[34] М.В.Воротков. Идеи Козырева: 30 лет спустя. // Время и звезды: к 100-летию Н.А.Козырева. — СПб.: Нестор-История, 2008. с. 275–298

[35] А.П.Левич. Время – субстанция или реляция ? Отказ от противопоставления концепций. // Философские исследования, 1998, №1, с. 6–23.

[36] С.М.Коротаев, А.Н.Морозов, В.О.Сердюк. Случайное будущее как существующая реальность. / В сб. Время и звезды: к 100-летию Н.А.Козырева, СПб.: Нестор-История, 2008 – С.455–488.

[37] Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Нaукa, 1977

[38] Горбовский А.А. Пророки ? Прозорливцы ? М.: Знание, 1991

[39] Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003

[40] Пензенский А. Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса. М.: Эксмо, 2004

[41] Разумов И.К. Даты эпохальных событий будущего в вычислениях Нострадамуса // Сознание и физическая реальность, 2007, №5, с.40–50

[42] Зима Д., Зима Н. Расшифрованный Нострадамус. М.: Рипол Классик, 1998

[43] Разумов И.К. Троица Нострадамуса: даты рождения трех вождей с точностью 24 часа. //Квантовая Магия, 2007, т.4, вып.3, с. 3201–3205

[44] Сборник стихов С.Есенина. http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0420.shtml 

[45] Эрнст Карл В. Суфизм. Изд-во «Фаир – Пресс», 2002

[46] Буддизм и буддийские практики глазами практикующего буддиста. http://lossofsoul.com/LIFE_IS/God/buddhism.htm

[47] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека.

[48] А.Дугин. Тамплиеры пролетариата. М.: Арктогея, 1997

[49] Н.Зайченко. Крах черных селекционеров. // Вокруг света, № 5, 2005 г.

[50] Н.Бердяев. Человек и машина. // Путь, 1933, №38, с.3-38.

Hosted by uCoz