Квантовая Магия |
Научно-популярный
электронный журнал по квантовой
механике и ее практическим приложениям |
Квантовая Магия
Квант. Маг. 4, 1301 (2007) (30 страниц)
Полный текст: [HTML | PDF (330 kB)]
Г.Ю. Ясько
(получена 18 октября 2006; опубликована 15 января 2007)
Статья о значении великого русского мыслителя П.А. Флоренского (22.01.1882 - 8.12. 1937) к 125-летию со дня его рождения. Мы многим обязаны ему. Хотя бы тем, что он 1) открыл нам значение живописи как моста к "пневматосфере", пронизывающей ноосферу. Так он называл платоновский мир идей. 2) разработал одно из самых интересных учений о Символе, которое успешно соперничает с учением о Знаке семиотики. Так, что, - думается, - место З. Фрейда в сознании современных гуманитариев должен занять П.Флоренский. 3) дал интереснейшее учение о роде, дающее нам, в частности, представление о корнях конфликта между плюралистическим Западом и проходящим период распада родового строя Югом. Открывающее роль России как третьей силы, единственно способной разрешить этот конфликт. Он смог сделать это потому что явился нам представителем нового типа мышления, которое зарождается в России с середины 19 века. О нём учил Вл. Соловьёв в своём учении о всеединстве, теурге и богочеловеке. Сегодня это мышление называют "космическим мышлением". Оно идёт на смену предыдущим трём типам: мифологическому, религиозному и научному. Это мышление основывается на т.н. "шестом чувстве", которым помимо Флоренского обладали и другие люди, скажем - Платон. Сегодня этот признак духовного аристократизма обнаруживает неподдельный свой демократизм, новый тип мышления всё громче заявляет себя. Излюбленным орудием, которым Флоренский пользовался для того, чтобы вставить свои интуитивные прозрения в парадигму человеческого мышления явился богатейший понятийный аппарат теории множеств Георга Кантора. Способом мышления самого Флоренского была аритмология, - в узком смысле слова, аритмология -теория прерывистых функций. Широко, - это идея прерывности, свойственная по мнению Флоренского "миросозерцанию, идущему на смену аналитическим миросозерцаниям разного рода, в основе которых лежит идея непрерывности". "Квантовость" и "прерывность" - это ведь близко? ©2007 Квантовая Магия
Полный текст: [HTML | PDF (330 kB)]
1.
П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т.129. М., 99, стр. 70.
2.
Флоренский: pro et contra. СПБ, 2001, стр. 502.
3. А.К. Якимович. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира. М., 2003, стр. 33.
4. П.А. Флоренский. Сочинения. ФН т. 131, М., 2000, стр. 64.
5. П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т.128. М., 99, стр. 425).
6. В.С. Соловьёв. Сочинения. т. 2, М., "Наука", 2000, стр. 180-181. Есть все основания полагать, что под именем Памфил скрывается Памфил Данилович Юркевич (1827-1874). Бывший убеждённым спиритом, друг и учитель Вл. Соловьёва, создатель кафедры философии Московского университета, скончавшийся осенью 1874 года. По всей видимости, фрагмент написан позже, диктующий обращается к Вл. Соловьёву из потустороннего мира. Здесь же впервые в творчестве Соловьева появляется формула "Ex Orient lux". ("С Востока свет"), вынесенная затем в заглавие одного из ключевых для Соловьёва стихотворений 1890 года. Universum, unum, unum versum - вселенная, единое, единое опрокинутое (лат.).
7. П.А.Флоренский. Имена. М., 2000, стр. 393 - 411.
8. "Культура и время" № 4, 2005, стр.95.
9. П.А. Флоренский. Философия культа. ФН. т.133, М., 2004, стр. 132-142.
10. Павел Флоренский и символисты. М., 2004, стр. 343-344)
11. П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.122, М., стр.470.
12. "Новая Эпоха". № 20, стр. 64.
13.
Вл. Соловьёв. Смысл любви. М., 91. стр. 28-40.
14. (отсутствует).
15. Вяч. Иванов. Родное и вселенское. М., 94, стр. 364.
16. "Культура и время". № ¾ , за 2003 год.
17. П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т. 127, М.,98,
18. П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т. 124, М.,96, стр.596-598.
19. Которая вызывает смущение некоторых друзей Флоренского и злорадство некоторых его врагов (2.658-662). А ведь соблазн рассеять просто: в данной статье (18.591-621), размышляя на примере о. А. Мечева о природе святости, Флоренский описал свой опыт преображения. Почему он так сложно зашифровался? Дело не в одной только личной скромности, но и в неумолимом законе: о пережитом при посвящении в мистерии прямо говорить нельзя.
20. В 1914 он закончил "Столп.." словами: "Чтобы притти к Истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы - плоть. Но, повторяю, как же именно в таком случае, ухватиться за Столп Истины? - Не знаем, и знать не можем". К августу 1923, когда была написана статья "Рассуждение…" он уже знал, как это сделать: самому стать Столпом Истины.
|
© 2004 «Квантовая
Магия» |