Квантовая Магия, том 5, вып. 3, стр. 3224-3234, 2008
Сознание как замкнутая
система в чистом запутанном состоянии В.Л.
Данилов E-mail: vld53@mail.ru (Получена
15 апреля 2008; опубликована 15 июля 2008) В статье предлагается провести параллели
между двумя представлениями - моделью Вселенной как некоторой замкнутой
системы, находящейся в чистом запутанном состоянии и моделью Вселенной как
Целого, представляющего собой некое единство всеобщего Сознания со своими
проявлениями через процесс осознавания Целым самого себя. Текст данной статьи почти полностью повторяет статью «Многомерное пространство сознания», помещенной мною в журнале «Сознание и физическая реальность» (том 10, №2, 2005г., с.49-58), за исключением нескольких дополнений, выделенных синим цветом. Поводом же для этого послужило прочтение двух статей С.И.Доронина – «Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений» в электронном журнале «Квантовая магия» (том 1, вып. 1, стр. 1101-1122, 2004) и «Магия запутанных состояний и современная физика»(http://physmag.h1.ru/theory.files/article.html). И хотя структура подачи материала статьи получилась нетрадиционной и предполагает знакомство читателя с вышеприведенными статьями С.И.Доронина, хочу надеяться, что это не помешает проследить близость двух представленных мировоззренческих позиций. Хотелось бы особо подчеркнуть, что модель Универсума, предложенная С.И.Дорониным оказалась тем звеном в цепи моих мироощущений, которго мне не хватало для того, чтобы считать свое мировосприятие полным в рамках моего научного и мистического опытов. Для того, чтобы прояснить свою позицию, приведу цитату из работы С.И.Доронина «Магия запутанных состояний и современная физика»: «Анализ информации о предметных событиях
является тем процессом, который позволяет нашему сознанию, как наблюдателю,
“собирать” вокруг себя предметный мир и собственное тело (как внешний объект по
отношению к сознанию) в “плотном” состоянии. Отсюда следуют основные
эзотерические практики: медитация, остановка внутреннего диалога, молитва и
т.п. В их основе лежит физический процесс, связанный с очищением запутанности
за счет уменьшения классических корреляций нашего
сознания с окружением». Корреляция человеческого сознания с окружающим материальным
миром, миром энергии возможна потому и только потому, что энергия в самом общем
понимании и есть сознание. Это и является
основным положением, которое я развиваю в приведенной ниже статье. Но
предварительно хочу сделать несколько замечаний. Сознательно воспринимать и анализировать информацию о предметных событиях позволяет внимание, выделяющее из всего потока информации необходимые детали. Фокус внимания можно перенести с одних потоков информации на другие, либо вообще расфокусировать внимание. Тогда наряду с классическими корреляциями в область внимания будут попадать корреляции запутанных состояний и тем больше, чем шире фокус внимания. Перенося фокус внимания, мы организуем потоки энергии таким образом, что взаимодействие сознания с предметным окружением ослабевает, восстанавливается запутанное состояние, повышается степень его запутанности. Вот тогда и возможна остановка не только внутреннего диалога, но самого процесса мышления – мозг просто «захлебнется» в нахлынувшем потоке информации, перерабатывать которую он не способен принципиально. Но это не значит, что сознание не воспринимает эту информацию - оно получает ее непосредственно, минуя анализатор мозга и его сенсоры – органы чувств, и восприятие это состоит в переживаниии. Так происходит «просветление», самадхи и, если в начале этого процесса человек не может отделять незапутанные (классические) корреляции от запутанных, то с накоплением опыта нахождения в таком измененном состоянии сознания он приобретает способность воспринимать одновременно свое тело в окружении предметного мира и новые проявления реальности вплоть до полного восприятия реальности как единого целого (окончательное самадхи). Таким образом, способность сознания к концентрации и расфокусировке внимания можно считать одним из важнейших его аспектов. Мы говорим, что там, где внимание, там и энергия, с помощью внимания можно управлять потоками энергии. Концентрация внимания это и есть концентрация энергии. Энергия, включающая в себя все виды энергии, а вернее имеющая потенциальную возможность быть проявленной в качестве любого вида энергии, энергия, равномерно распределенная во всей замкнутой системе – Вселенной – это и есть Сознание – именно с большой буквы, поскольку это есть все, что существует и все, что существует – это Сознание. Обращение сознанием внимания самого на себя есть самоосознание и это есть некоторая обратная энергетическая связь. Такая обратная связь, видимо, невозможна для всей замкнутой системы в целом, т.к. петля обратной связи предполагается внешней по отношению к системе, охваченной обратной связью (однако возможно отражение Единого в себе самом, самоотражение – об этом будет сказано в нижеприведенной статье). Тогда можно предположить, что те флуктуации энергии, равномерно распределенной во всей замкнутой системе Вселенной, которые приводят к возникновению встречных потоков энергии, локальным неоднородностям и в результате приводят к возникновению человеческого сознания, способного к самосознанию – эти флуктуации не являются случайными, а представляют собой результат стремления Единого Сознания к самоосознанию через свои проявления – индивидуальные сознания, потенциально способные к самоосознанию. Далее приводится текст статьи. МНОГОМЕРНОЕ
ПРОСТРАНСТВО СОЗНАНИЯ Прошло
уже более тридцати лет с тех пор, как в начале 1970-х годов Дэвид Бом
опубликовал свои первые статьи о голографическом характере вселенной, обобщив
свои идеи в 1980г. в работе под названием «Полнота и импликативный порядок»[1].
И несмотря на то, что сторонниками голографической модели являются многие
выдающиеся мыслители, сама голографическая теория вселенной все еще находится
на стадии разработки и представляет собой мозаику различных взглядов и фактов и
для большинства ученых выглядит весьма спорной и не принимается ими. Несколько ранее, в конце 60-х годов возникла
так называемая «гипотеза бутстрапа» (bootstrap – обратная связь), основной
защитник которой американский физик-ядерщик, автор теории адронного бутстрапа
Джеффери Чу использовал ее для построения целой общефилософской системы, основанной
на восприятии природы в ее самосогласованности[2-4]. Вот что пишет об этом
Фритьоф Капра в своей книге «Дао физики»: «Философия бутстрапа
окончательно отвергла механистическое мировоззрение современной физики.
Вселенная Ньютона состояла из ряда основных сущностей, обладавших
фундаментальными свойствами, которые были сотворены Богом, и по этой причине не
нуждались в дальнейшем объяснении и анализе. В той или иной степени эта посылка
скрыто присутствовала во всех естественнонаучных теориях до тех пор, пока
гипотеза бутстрапа во всеуслышание не заявила, что мир не может более
восприниматься как скопление сущностей, не подлежащих дальнейшему анализу. В
контексте нового подхода Вселенная рассматривается в качестве сети
взаимосвязанных событий. Ни одно из свойств того или иного участка этой сети не
имеет фундаментального характера; все они обусловлены свойствами остальных
участков сети, общая структура которой определяется универсальной
согласованностью всех взаимосвязей. Таким образом, философия бутстрапа
представляет собой кульминационное проявление того способа мировосприятия,
который в свое время лег в основу квантовой теории, постулировавшей всеобщую
сущностную взаимосвязанность всех явлений, приобрел свое динамическое
содержание в теории относительности и был сформулирован в терминах вероятностей
реакций в теории S-матриц. При этом мировосприятие современной физики
обнаруживает столько общих черт с восточной [ мистической] философией, что эти
два направления человеческой мысли перестают противоречить друг другу как в
общих вопросах философского характера, так и частных вопросах строения
материи»[5]. И далее: «…основные школы восточной философии сходятся с
философией бутстрапа в том, что Вселенная представляет собой неразрывное целое,
части которого переплетаются и сливаются друг с другом … так, что можно
говорить о том, что каждая часть мироздания «содержит» в себе все остальные
части, и осознание всеобщей слитности и нераздельности мироздания представляет
собой одну из важнейших характеристик мистического мировосприятия»[5, с.266]. Голографическая модель
Д.Бома по сути является реализацией философских идей гипотезы бутстрапа, хотя и
появилась не зависимо от последней. Еще в 1957г. в своей книге под названием
«Причинность и вероятность в современной физике» Бом критиковал постулат о том,
что любая теория, в том числе и квантовая, может быть законченной. Бом
предположил, что существует более глубокая реальность, чем та квантовая
реальность, которую описывает Нильс Бор в своей интерпретации квантовой теории.
Ранее он постулировал существование нового гипотетического поля – квантового
потенциала, заменив его позже в голографической модели неким «непроявленным»
или «импликативным», т.е. «вложенным» порядком. Бом указывал также, что ни одно
из причинно-следственных отношений нельзя в действительности отделить от
вселенной, поскольку следствие имеет за собой бесконечное множество причин. Развивая свою концепцию импликативного
порядка Бом использовал аналогию с голограммой, в которой каждая точка
содержит в себе все изображение, так что
каждая существующая вещь или событие в структурированным таким образом мире
«вкладывается» в каждую из своих составных частей. В миропонимании Бома
сознание (индивидуальное сознание
человека) и материя взаимосвязаны и взаимозависимы, но между ними нет
причинных связей – они представляют собой вложенные друг в друга проекции более
высокой реальности, которая не является ни сознанием, ни материей в чистом
виде. А вот что писал Джеффери Чу о человеческом сознании: «Доведенная
до своего логического завершения, гипотеза бутстрапа предусматривает, что
существование сознания, наряду с существованием всех остальных аспектов
природы, необходимо для самосогласованности целого»[2]. Это означает, что не существует такой
независимой сущности, как индивидуальное сознание, которая взаимодействует с
другой независимой сущностью – материей. Причем сознание и материя
взаимосвязаны и взаимозависимы настолько глубоко, что не могут иметь разную
природу, поскольку они суть проявления одной и той же всеобщей Реальности. Нет
необходимости придавать материи свойства человеческого сознания и в равной же степени
сознание не может быть материально, т.е. иметь материальную природу, хотя
именно так пытаются представить природу сознания человека некоторые современные ученые,
считающие, по-видимому, себя некими неоматериалистами. Например, Г.И.Шитов и
его последователи (см., н-р,[6]) считают, что сознание человека представляет
собой систему спиновых колебаний частиц, из которых состоит мозг, т.е. это так
называемые торсионные волны, порожденные
собственными вращениями элементарных частиц – спинами. При этом предполагается
наличие некоего высшего уровня – Абсолютного «Ничто». На этом уровне реальности
нет ничего конкретного: ни сознания, ни материи и здесь «решающую роль играет
«первичное Сознание», выступающее в роли активного начала – Бога и не
поддающееся аналитическому описанию»[7, с. 91]. Однако, если при этом учесть, что
материализм определяет материю как объективную реальность, существующую независимо
от человеческого сознания и данную человеку в его ощущениях, то получаем
порочный замкнутый круг – материя не зависит от сознания, но сознание
материально. И если представления, в которых сознание сводится к материальным
процессам В.И.Ленин называл вульгарным материализмом ( сам он писал, что «мысль
действительна», т.е. реально существует, но эта реальность – субъективная),
то воззрения, в которых сознание
человека материально, но при этом является порождением «первичного Сознания» -
Бога, вероятно следует назвать «эклектическим материализмом». Определить сознание человека в объективных терминах и понятиях,
по-видимому, невозможно. Тем более невозможно описать в каких бы то ни было
терминах то, что Бом называет «непроявленным», и что пребывает вне пространства и времени, в рамках которых
и только в них сами эти термины возникают и имеют право на
существование. Однако каждый из нас,
будучи сознательным, имеет ясное интуитивное представление о том, что он под
этим подразумевает. Быть сознательным - это значит переживать ощущение своего
присутствия, своего существования, бытия. «Я есть» - так каждое сознательное
существо переживает и описывает факт своего существования. Природа сознания
познаваема, но не с помощью научных, объективных методов, а с помощью
субъективного самоисследования методами
и техниками медитации, имеющими многотысячелетнюю историю. Франклин
Меррелл-Вольф называет знания, получаемые таким образом «Истинным Знанием»,
которое «по существу бессловесно, так как оно не имеет дела с объектами. Это
Знание посредством Тождества»[8, с.108]. Переживание такого единства со Вселенной описывают люди,
прошедшие через мистический опыт, при котором наблюдатель и наблюдаемое,
субъект и объект не только не могут быть разделены – они просто не отличимы
друг от друга. Именно такие переживания лежат в основе восточных
религиозно-философских течений, утверждающих, что все, что существует – это
Сознание. «Ощущение взаимопроникновения в состоянии просветления, - пишет
Фритьоф Капра – может рассматриваться в качестве мистического видения абсолютной «бутстрап-ситуации»,
в которой все явления, происходящие во Вселенной, обнаруживают признаки
гармонического единства. Такое состояние сознания уносит нас за пределы области
рассудочного мышления, и мы видим, что все причинные обоснования бессмысленны,
и место последних занимает непосредственное восприятие взаимозависимости всех
вещей и событий»[5, с.268]. А вот слова Ламы Говинды: «Для просветленного человека,… чье сознание
объемлет Вселенную, последняя превращается в его тело, а его физическое тело
становится воплощением Всемирного Сознания, его внутреннее видение – выражением
высшей реальности, а речь – средоточием вечной истины и мантрической силы»[9,
с.225]. В книге «Прежде Сознания»
Нисаргадатта Махарадж, яркий представитель
Адвайты (учение о недвойственности, единстве, тождестве человеческого
духа с мировым духом, являющееся одной из главных составных частей Веданты)
говорит: «Сознание – это все, что есть»[10].
При этом сущностью
Сознания просветленные Учителя полагают способность переживания.
В том состоянии
сознания, когда переживается единство со Вселенной «вы переживаете настоящий момент, момент
вечный; фактически, вечный момент,
настоящий момент является
переживанием; в этот момент нет никого, кто бы переживал что-либо; все, что
есть – это переживание, которое являет собой настоящий момент, здесь и
сейчас»[11, с.24]. Принимая во внимание все
вышесказанное о природе Высшей Реальности, можно попытаться описать некую
модель этой Реальности в современных терминах, обозначающих такие понятия, как
пространство и размерность, взаимозависимость и обратная связь, свойства и
количество, человеческое сознание и ощущения, часть и целое, процесс,
структура, взаимодействие и т.д. Прежде всего необходимо
отметить, что принятие того, что Всеобщая Реальность есть Всеобщее Сознание не
означает первичность сознания по отношению к материи. Этот вопрос – вопрос о
первичности – уже давно, по-видимому, не является основным вопросом философии.
Непроявленное или Всеобщее, Высшее Сознание, хотя и является источником всего
существующего проявленного феноменального мира, физической вселенной,
человеческого сознания, в тоже время не
может существовать как нечто отдельное, самостоятельное, самосущностное,
внешнее по отношению к своим проявлениям. И то и другое составляют единое,
органически неделимое Целое. Только Целое обладает самосущьностью, то есть
существует само по себе и через себя, через свои проявления. Альберт Эйнштейн
следующим образом пояснял то новое, что внесла его Общая теория относительности
в научное мировоззрение: прежде полагали, что если из вселенной исчезнет вся
материя, то останется пустое пространство, теория же относительности
утверждает, что с исчезновением материи исчезнет и пространство. Сегодня можно
было бы сказать, что с исчезновением физической вселенной исчез бы и сам ее
Творец. В основе рассматриваемой
модели лежит положение о том, что Непроявленное или Тотальная Потенциальность
представляет собой бесконечное множество возможностей проявления переживаний, тенденций, реализующихся в процессе
движения энергии Вселенной, направленного на осознание Целым самого себя. По
сути это движение, называемое Д.Бомом голодвижением и представляющее собой, по
его мнению, динамическое явление, на основе которого образуются все формы
материальной вселенной, и есть сам процесс Осознания. Самое общее, всеобъемлющее переживание есть
переживание Тотальной Потенциальности как некоего пространства Сознания, и
проявляется оно как ощущение бытия, присутствия, которое можно описать как
переживание «Я есть» в чистом виде, без наличия, как субъекта, так и объекта. И
это переживание представляет собой самое существо, природу Сознания, которое,
таким образом, можно назвать Чистым Сознанием.
Именно это Чистое Сознание в некоторых мистических школах принимают за
Конечную Реальность. Однако в рамках рассматриваемой модели Чистое или Высшее
Сознание обозначено такими понятиями, как
«Тотальная Потенциальность», «Непроявленное» и является одним из неотъемлемых
составляющих Целого и, таким образом, не
представляет собой Конечную Реальность и даже не существует само по себе, то
есть независимо от своих проявлений, в том числе и от человеческого сознания. В модели Универсума, описанной С.Дорониным в статье «Роль и
значение квантовой теории в свете ее последних достижений» (Квантовая Магия, том 1, вып. 1, стр. 1101-1122, 2004)
рассматриваемому понятию «тотальная потенциальность = чистое Сознание» соответствует,
видимо, понятие замкнутой системы, находящейся в чистом запутанном состоянии – системы
ВСЕГО, ЧЕГО-БЫ-ТО-НИ-БЫЛО внутри этой системы. Чистое ощущение
присутствия переживается как потенциальная возможность реализации (проявления)
любого из бесконечного количества переживаний, которые условно можно назвать
«элементарными». Таким образом, Тотальную Потенциальность можно представить в
виде некоторой космической сети, ячейками которой являются потенции отдельных
переживаний. Такую бесконечную структуру (Гильбертово пространство состояний максимальной
размерности у С.Доронина) подобно
бесконечному множеству можно разбить на бесконечное количество подмножеств,
число элементов в каждом из которых также бесконечно, но это бесконечности
более низкого порядка (подпространства в Гильбертовом пространстве максимальной
размерности). Каждому такому подмножеству
можно сопоставить некоторую способность Сознания, характеризующую степень
осознания или степень свободы. Понятие «способность Сознания» будет пояснено
ниже на примере индивидуального человеческого сознания, понятие же «степень
свободы» используется, например, в физике для рассмотрения некоторых
абстрактных пространств – пространств степеней свободы (в математике такие
пространства называются фазовыми), координатной сеткой, в которых являются определенные
физические параметры (например, импульс в физике), характеризующие состояние
некоторой системы и называемые степенями свободы или измерениями. Частным
случаем пространств степеней свободы является метрическое пространство трех
измерений, в котором каждой из трех степеней свободы сопоставляется возможность
перемещения в одном из трех взаимноперпендикулярных направлений, то есть это
трехмерное физическое пространство, в котором мы живем и которое геометрически
представлено в виде декартовой системы координат, по осям которой откладываются
значения длины, ширины и высоты. В общем случае
пространства степеней свободы не являются метрическими и имеют размерность «n»,
где индекс «n» может принимать любые
численные значения от нуля до бесконечности. Таким образом, описанной
космической сети можно сопоставить некоторое абстрактное пространство степеней
свободы Сознания (для краткости назовем его многомерным пространством Сознания
– МПС), в котором каждой степени свободы или «измерению» сопоставляется
разработка всех возможных на данном уровне переживаний, соответствующих одной
определенной способности Сознания (определенному диапазону энергии у С.Доронина). Сама возможность
представления чистого Сознания в каком бы то ни было виде уже предполагает, что
оно не является Конечной Реальностью само по себе, а лишь представляет собой
один из аспектов, «составляющих» Целое и поэтому так же относительно, как и
любая другая концепция в отличии от Целого – единственной Абсолютной
Реальности. Однако, относительность реальности чистого Сознания носит высшую
степень приближения к Абсолютной Реальности, тогда как такие проявления
Непроявленного, как физическая вселенная, человеческое сознание могут быть
определены понятием «вторичная реальность» и как любая относительная реальность
не имеют самосущности, то есть не существуют сами по себе. Выше было отмечено, что
Непроявленное вместе со всеми своими проявлениями, включая и сам процесс
проявлений – процесс осознавания Целым самого себя – составляют неделимое
Целое. Однако, следует отметить, что Целое не есть простая сумма своих
составляющих. Если какой-либо проявленный или непроявленный объект
(вещь-событие-переживание), то есть возможность его проявления (реализации из
непроявленного) обозначить через «А», то все, что можно себе представить или
что можно испытать – другими словами – все сущее – есть либо «А», либо «не-А».
При этом Целое не есть «А» и «не-А» одновременно и не есть то, что не является
ни «А», ни «не-А» одновременно и к тому же, очевидно, не скрывается ни в одном
из этих разделений по отдельности. Интересно, что описанный таким образом в
абстрактных терминах принцип буддийские сутры, например, в школе Аватамсака
буддизма Махаяны, иллюстрируют на
множестве примеров с нескончаемым повторением на протяжении множества страниц (
см., н-р, [12] ). (В
модели С.Доронина все это описывается одним всеобъемлющим представлением –
системой в чистом запутанном состоянии) Таким образом, о Целом
нельзя утверждать ничего, кроме того, что оно существует в смысле
самосуществования, и существование это не является обусловленным, вне каких бы
то ни было определений и ограничений, вне пространства и времени, немыслимо и
непредставимо. В буддизме эта неделимая
Реальность называется Дхармакайя, а
также Татхата, или «таковость», поскольку она находится вне всех понятий и
категорий, в даосизме – Дао, в индуизме – Брахман и его высшее единство
олицетворяет триада «сат-чит-ананда» - триединство Сознания (чит), Бытия (сат)
и Блаженства (ананда). В модели Д. Бома также присутствует некое триединство:
Непроявленное, проявленный феноменальный мир и связывающее их динамическое
явление – голодвижение. В рассматриваемой модели это триединство может быть
представлено как «чистое Сознание (Тотальная Потенциальность) – Осознавание
(как процесс) – проявленный мир переживаний». Здесь Осознаванию может быть
сопоставлено Бытие из индуистской модели, поскольку существование, бытие – это
и есть осознавание своего присутствия. Шри Рамана Махарши говорил, что
существование без ососзнавания – противоречия в терминах. И, очевидно, что
понятию «ананда» из индуистской триады можно сопоставить весь проявленный мир
переживаний. Рассмотрим далее, что
представляют собой отдельные измерения или
степени свободы в многомерном пространстве Сознания начиная с низших его
степеней. В отличие от Чистого Сознания (чистое запутанное
состояние), имеющего черты
абсолютного, обычное человеческое или индивидуальное сознание (смешанное запутанное состояние) можно назвать
относительным или субъектно-объектным. Последним подчеркивается, что этот вид
сознания имеет, во-первых, субъективный момент, или «Я», и, во-вторых,
объективный момент, представляемый объектами или содержимым сознания. Оба этих
аспекта связаны процессом осознания – «Я» осознает содержимое сознания –
объекты осознавания. Франклин Меррелл-Вольф [9] предложил представлять человеческое
сознание трехмерным с учетом трех видов или трех способов проявления относительного сознания: 1. Ощущение (восприятие, представление).
Главная черта этого вида сознания – пассивное восприятие. 2. Аффекты – сюда входят все эмоции, делающие возможными
сознательные действия и реакции во всей сфере, общей для людей и животных. 3. Познавательная способность, имеющая отношение к самому
пониманию, благодаря чему возможны мысль и речь. Это – важнейшая черта,
отличающая человека от животного. Неотъемлемой характеристикой познавательной
способности является способность к абстракции. Таким образом,
индивидуальное сознание можно рассматривать как реализацию потенциальных
возможностей, предоставляемых третьей степенью свободы МПС. При этом стоит еще раз
подчеркнуть, что понятие «степень свободы» заключает в себе понятие
«множественности», поддающейся чисто количественной интерпретации, но не
включает в нашем случае понятие «измеримости», то есть пространство Сознания,
Тотальная Потенциальность не имеет
метрических свойств, свойств
протяженности, представляя собой некое абстрактное пространство, на которое не
влияет присутствие или отсутствие в нем какой-либо вселенной. Меррелл-Вольф
отмечает: «Степень свободы» здесь будет означать разработку всех возможных
состояний данного вида сознания, например, ощущения. Всякое возможное ощущение
или комбинация ощущений образуют одно измерение или степень свободы в сознании.
Поскольку мы не можем наложить ограничений на эти разработки в их собственном
направлении, мы рассматриваем их общую возможность как единую бесконечность.
Ощущения вместе с аффектами дадут двоякую бесконечность, а ощущения, аффекты и
познавательная способность – троякую»[9]. В таком пространстве переход от
одного измерения к более высокому означает превосхождение (трансценденцию)
первого, что равносильно переходу в бесконечность более высокого порядка, соответствующей новому свойству сознания, его
новой возможности, реализуемой на этом более высоком измерении и не имеющейся
на низших уровнях. При такой интерпретации, когда на степени мерности или степени
свободы в МПС равной трем реализуется человеческое сознание, второй степени
свободы МПС соответствует сознание высших животных, наделенных эмоциями; на
первой степени свободы МПС реализуется сознание растений, низших живых
организмов, в том числе и на клеточном уровне. Нулевая степень свободы
соотносится со всей «неживой» материей вплоть до субатомных частиц. Сознанию
степеней свободы выше третьей можно сопоставить так называемое Космическое
Сознание – состояние сознания, известное
как Нирвана в учении буддизма; далее следует Трансцендентное Сознание –
Паранирвана и т.д. Выше отмечалось, что
каждая степень свободы, порядок измерения в МПС характеризуется определенным
уровнем осознанности (степенью запутанности).
Это означает, что эволюция Сознания представляет собой непрерывный и
бесконечный процесс осознавания, охватывающий и связывающий воедино все сущее в
Целом, единственно обладающим самосущностью. Целое являет собой, таким образом,
самоорганизующуюся систему, для которой характерно спонтанное возникновение
порядка как во всей системе в целом, так и возникновение порядка определенной
степени на каждом уровне осознанности. Самое отличительное свойство
самоорганизации – это появление внезапных свойств, то есть таких новых свойств
системы (в нашем случае – Сознания), а значит и новых структур, которые
спонтанно появляются на определенном уровне организации (порядка), отсутствуя
при этом на уровнях с низшим порядком ( см., например, работы по
самоорганизующимся системам [13-15]. Появление внезапных
свойств, связанное со спонтанным возникновением более высокого уровня
порядка, на самом деле и есть тот самый
переход с одной степени свободы в МПС на более высокое измерение. Здесь, по-видимому, следует уточнить, что мы понимаем под
«спонтанностью». В субатомной физике
спонтанными называют те события, которые происходят самопроизвольно, то есть
без какой-либо определенной причины, как, например, переход электрона с одной
атомной орбиты на другую, или распад
субатомной частицы. Такие события характеризуются лишь вероятностью их появления. Это, однако, не
означает, что атомные явления протекают совершенно произвольным образом и
говорит только о том, что события эти не вызываются локальными причинами, то
есть не определяются связями между объектами, явлениями и событиями,
участвующими в данном процессе. Такие связи принято также называть локальными,
скорость установления которых ограничена скоростью света, в отличие от нелокальных связей, которые
характеризуются бесконечной скоростью установления. Нелокальные связи
представляют собой мгновенные связи с Вселенной в целом и, таким образом,
поведение частей целого в квантовой физике определяется сами целым. Существование нелокальных
связей предполагал еще один из основателей квантовой физики Нильс Бор. И хотя
тогда против этого выступал А. Эйнштейн ( см., например, эксперимент
Эйнштейна-Подольского-Розена, так называемый EPR-парадокс [16, 17 ]), в
настоящее время большинство физиков придерживается в этом вопросе точки зрения
Бора. Во Вселенском процессе эволюции Сознания в рамках рассматриваемой
модели можно выделить участки с относительно спокойным развитием процесса в
пределах одного измерения в МПС, когда все объекты и события охвачены
причинно-следственными, то есть локальными связями. Переход же с одного
измерения в МПС на более высокий уровень организации Сознания происходит
скачком и с позиции индивидуального сознания, участвующего в процессе перехода,
это происходит спонтанно, то есть самопроизвольно. Однако, эта самопроизвольность не
определяется внутренними причинами, принадлежащими этому предыдущему уровню, а
определяется его нелокальными связями со всем Целым и, поэтому определение
«самопроизвольность» является с точки зрения Целого не корректным. Причина
такого спонтанного перехода существует и эта причина – само Целое и его
самосушествование в процессе движения энергии Вселенной как осознавание Целым
самого себя. Если представить МПС в
виде некоторой системы координат, то по аналогии и в терминах метрического
пространства нулевой степени свободы МПС будет соответствовать точка, то есть
возможность реализации одной единственной низшей способности сознания,
заключающейся в одном единственном переживании. Первая степень свободы будет
представлена линией, то есть бесконечным
набором точек, каждая из которых сопоставляется с единичным переживанием в
пределах той способности сознания, которая может быть реализована на данном
уровне. Добавление второго измерения соответствует появлению некой плоскости в
МПС и переходу к бесконечности более высокого порядка и т.д. Из такой аналогии
видно, что каждое следующее измерение «содержит» в себе все предыдущие. Далее, если учесть, что
индивидуальное сознание возникает и эволюционирует на основе дискретных
множеств, существующих в физических, то есть метрических пространствах, то для
того, чтобы модель МПС можно было
рассматривать как самосогласующуюся, полезно представить, как из абстрактного,
неметрического пространства Сознания может возникнуть метризуемое пространство.
Пример такого представления можно найти в работе [18], в которой
рассматривается нечто, обозначаемое термином «Единое», являющееся в некотором
смысле аналогом Целого, представленного в рассматриваемой модели МПС. Под
Единым в этой работе понимается абсолютное «ничто», в т.ч. отсутствие времени, т.е. Единое, которое
характеризуется
«как исключающее всякую множественность… как полная противоположность
множественности» [19]. Далее
авторы пишут: «Единое – неметризуемое пространство ( в бесконечности и
отсутствии пространства и времени). То есть, определяемое таким образом «ничто»
может быть представлено как множество «ничто», отраженных в самое себя и,
следовательно [20,21], как всякое пространство, способное к самоотражению
(отражению), «ничто» становится метризуемым пространством, т.е. «чем-то» [ 22] с возникновением
определения «времени». Таким образом, сам факт образования (возникновения)
Единого приводит к началу дискретности реального времени, т.е. метризуемого
мира (пространства). … При распаде Единого (за счет самоотражения) оно в
дискрете реального времени преобразуется в точку, которая (являясь при этом
одномерной) одномоментно распадается (с организацией многомерных физических
реалий) вследствие того, что энергия Единого сосредоточенная в точке (следует
отметить, что … на бесконечности Вселенной может быть создано любое количество
точек, каждая из которых будет распадаться),
много больше энергии окружающего пространства (энергия которого
изначально может отсутствовать), … распад точки и есть Большой взрыв». Та одномерная точка, о которой идет речь в приведенной выдержке,
соответствует точке в рассматриваемой модели МПС, т.е. нулевому измерению или
нулевой степени свободы в МПС. Эта точка и есть то звено, которое связывает
абстрактное пространство Сознания с нашим миром, нашей физической вселенной.
Через эту точку все единое Целое с его бесконечной степенью свободы как бы
«прорывается» в свое нулевое измерение, замыкая тем самым глобальную обратную
связь. Таким образом, реализуется принцип взаимозависимости и
взаимопроникновения всего сущего в Целом, когда каждая его часть содержит в
себе все остальные части, каждое измерение в МПС содержит в себе все остальные
измерения, как низшие, так и высшие - через глобальную обратную связь.
Поскольку таких точек в МПС бесконечное множество, также бесконечно и
количество физических вселенных в Целом. Наш мир является одним из бесконечного
количества других миров, строение материи в каждом из которых определяется
«координатой» той точки в МПС, из
которой он был «развернут». Интересно отметить, что при таком подходе концепцией является не
только абстрактное пространство Сознания. Наша физическая реальность,
пространство и время также предстают как концептуализация, продукт деятельности
относительного сознания и его производного – человеческого ума. Такая позиция,
конечно, не является новой. Восточная философия всегда утверждала, что
пространство и время – порождение ума и относилась к ним как ко всем
интеллектуальным понятиям, т.е. как к относительным, ограниченным и иллюзорным.
Например, в буддийских текстах можно встретить такое высказывание: «О монахи,
Будда учил, что… прошлое, будущее, физическое пространство… и личность, все это
– лишь имена, формы мышления, общеупотребительные слова, попросту
искусственная, вымышленная действительность»[23]. Но такова точка зрения не
только древних мистиков. В настоящее время, например, Дэвид Бом утверждает, что
«мы сами конструируем пространство и время»[ 24]. В заключение можно отметить, что предложенная к рассмотрению
модель Всеобщей Реальности в виде многомерного пространства Сознания являет
собой пример того, как можно в рамках одной концепции объединить мировосприятие
восточной мистической философии – Буддизма, даосизма, индуизма и др.- и
современные научные воззрения на строение материи и Вселенной, представленные
теорией адронного бутстрапа, теорией имплицитного порядка Д. Бома, а также
философскими системами, вытекающими из этих теорий. Литература 1. David
Bohm, Wholeness and the Implicate Order (London: Routledge & Kegan Paul,
1980). 2. Chew,
G.F., “Hadron Bootstrap: Triumph or Frustration?”, PhysicsToday, vol.23, pp.
23-28, October, 1970. 3. Chew,
G.F., “Impasse for the Elementary Particle Concept”, The Great Ideas Today,
1974, 4. Chew,
G.F., Gell-Mann, M. and Rosenfeld, A.H., “Strongly Interacting Particles”,
Scientific American, Vol. 210, pp/ 74-83, February, 1964. 5.
Фритьоф
Капра, Дао физики, ОРИС, Санкт-Петербург, 1994, с. 259. 6.
Тихоплав
В.Ю., Тихоплав Т.С., Физика веры, ИД «ВЕСЬ», Спб, (2001), с. 117. 7.
Шипов
Г.И., Явления психофизики и теория физического вакуума.,
Сознание и физический мир, Вып.1,
Москва, Агентство «Яхтсмен», (1995), с.86-103. 8.
Франклин
Меррелл-Вольф, Пути в иные измерения, «София», Киев, 1993. 9. Govinda,
10. Prior to Consciousness, Под ред. Джин
Данн, издательство «Эйкон Пресс», (1985). 11. Cознание
говорит. Беседы с Рамешем С. Балсекаром.
Под ред. Т.Кашириной, О.Николаева. Изд. «Либрис», Москва, (1997 ). 12. Suzuki,
D.T., On Judian Mahayana Buddhism, E.
Conze (ed), 13. Фритьоф Капра, Паутина жизни,
«София», ИД «Гелиос», 2002. 14. Foerster
and Zopf, (1962). 15. Yovits,
Jacobi and Goldstein, (1962). 16. Майкл Талбот, Голографическая
Вселенная, «София», 2004. 17. Albert
Einstein, Boris Podolsky, and Nathan Rosen, “Can Quantum Mechanical Description of Physical Reality Be Considered Complete?” Physical Review 47, (1935), p.777. 18. В.И.Сергеев, Е.А.Сергеева «О моделях
мироздания», Сознание и физическая реальность, том 4, №6, (1999). 19. И.З.Цехмистро, Диалектика
множественного и единого. Квантовые свойства мира как неделимого целого, Мысль, Москва, 1972. 20. С.Стоилов, Лекции
о топологических принципах теории аналитических функций, Наука, Москва, 1964. 21. Р.Г.Варламов, «Объективные методы
изучения следов НЛО», Зарубежная радиоэлектроника, №4-5, 1992. 22. А.Т.Фоменко,
Наглядная геометрия и топология. Математические образы в реальном мире, Изд-во МГУ, Москва, 1992. 23. Murti,
T.R.V. The Central Philosophy of Buddism. London Allen & Unwin, 1955,
p.198. 24. Renee
Weber, “The Enfolding-Unfolding Universe: A Conversation with David Bohm”, in
The Holographic Paradigm, ed. Ken Wilber (Boulder, Colo.: New Science Library,
1982, p.73). |