Квантовая Магия, том 4, вып. 1, стр. 1217-1220, 2007

О синхронистичности в российском проекте «Quantum Mind»

 

И.В. Данилевский

 

(Получена 31 декабря 2006; опубликована 15 января 2007)

 

 

В статье рассказывается о подтверждении идеи К.-Г. Юнга о синхронистичности на примере работ российских авторов, каждый из которых считает необходимым использование наработок квантовой механики для объяснения механизмов функционирования человеческой психологии и тех социальных и социально-психологических явлений и процессов, которые напрямую зависят от определенного характера организации психологии и физического мира.

 

16 апреля 2004 года в издательстве «Физматлит» была подписана в печать, а летом того же года вышла в свет книга А.Ю. Хренникова, известного не только научной, но и «широкой» общественности благодаря памятной передаче А. Гордона на НТВ (эфир от 17 марта 2002 года), в которой состоялась оживленная дискуссия упоминавшегося выше А.Ю. Хренникова с И.В. Воловичем. Идеи, высказанные в той передаче (но в гораздо более развернутом, фундаментальном виде), и не только они, нашли свое отражение на страницах книги «Моделирование процессов мышления в p-адических системах координат» [1].  Книга, как уже говорилось, фундаментальна и многопланова; ее рассмотрение (а она заслуживает самого пристального внимания) – предмет отдельного разговора. Здесь отметим только следующее. Хренников считает, что часть психологических процессов можно моделировать аналогично классическим механическим, а часть – квантово-механическим процессам:

 «В этой книге, следуя З. Фрейду, мы делим духовный мир на области сознания и бессознательного. …  В главе 5 человеческое сознание моделируется с помощью поля так называемой ведущей волны (термин из … моделей Луи де Бройля и Дэвида Бома) на духовном пространстве. Рассматриваемое поле (ведущая волна) сознания является чисто информационным полем. В частности, оно не переносит «настоящей физической энергии». Одной из важнейших отличительных черт стандартной теории ведущей волны, используемой в обычной «физической» квантовой механике, является нелокальность. Квантовые частицы, находящиеся на огромных расстояниях друг от друга, могут взаимодействовать с помощью так называемого квантового потенциала при полном отсутствии классических взаимодействий. Наша p-адическая модель наследует нелокальность, присущую стандартной … модели ведущей волны (бомовской механике). Однако p-адическая нелокальность является нелокальностью не в физическом пространстве…, а в духовном пространстве…  В модели духовной ведущей волны (поля сознания) духовные объекты (мысли, идеи, образы, чувства) могут взаимодействовать при полном отсутствии классических физических и духовных взаимодействий. Возникает коллективная ведущая волна (или коллективное поле сознания)» [1, C.20].

 

В отличие от декартовой системы координат, базирующейся на вещественных числах, система координат на так называемых p-адических числах получится системой с древовидной структурой. Именно эти числа, по мысли А.Ю. Хренникова, должны использоваться для моделирования человеческого духа. И на протяжении всей книги он подробно рассматривает конкретные математические модели психологических процессов, использующие две вышеотмеченные особенности – древовидность и нелокальность. В числе данных моделей – «Психоанализ Фрейда как реконструкция поля сознания» [1, C.178-181]. Утверждается, в частности, следующее: «Пара “мыслящая система i и психоаналитик π” может рассматриваться в качестве спаренной системы I-преобразователей. Информационная связь между   i  и  π  породит новый классический I-потенциал…., который определяется на ментальном пространстве….  идей индивида i и психоаналитика π соответственно» [1, C.179].  И далее: «Психоанализ Фрейда является ничем иным, как изменением I-динамики индивида i, имеющего некое душевное заболевание, путем расширения носителя силы сознания. Такое расширение является расширением области осознанных идей … и сужением области бессознательных идей…. Это расширение реализуется с помощью I-связи между индивидом i и психоаналитиком  π. С помощью незначительного изменения классического I-потенциала π существенно изменяет силу сознания, действующую на i. Динамика идей в подсознании индивида i изменяется. Это изменение ликвидирует неосознаваемые корни душевного заболевания» [1, C.181]. «Аналогично мы можем, – продолжает А.Ю.Хренников,    описать  I-процессы, соответствующие гипнозу. С помощью I-связи между индивидом i и гипнотизером π  динамика сознания меняется таким образом, что сила сознания изменяется таким образом, что сила сознания [индивида] практически аннулируется под действием силы [гипнотизера]» [Там же].  

 

15 мая 2004 года в нашей стране начал издаваться журнал «Квантовая магия». Его содержательную направленность редакция определила следующим образом: «1) Основные теоретические и экспериментальные результаты квантовой теории; 2) Достижения в прикладных направлениях квантовой механики: теории запутанных состояний, теории декогеренции, квантовой теории информации; 3) Их практическое приложение и технические устройства, основным рабочим ресурсом которых являются нелокальные корреляции запутанных состояний: квантовые компьютеры, квантово-криптографические устройства и т.д.; 4) Нелокальные квантовые корреляции и квантовомеханический подход к объяснению тех процессов и явлений, которые не находят своего решения в рамках «локальной объективной теории»; 5) Философское осмысление полученных результатов; 6) Сопоставление квантовой парадигмы с религиозными и эзотерическими учениями, древней мифологией.  Не только содержание, но и названия статей первого номера журнала на сто процентов соответствуют заявленной направленности. Публикуются знаковые статьи С.И. Доронина «Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений» [2], Е.В. Луценко «Диалектика смены идеологических парадигм» [3], М.Заречного «Квантовая и мистическая картины мира» [4].     

 

21 мая 2004 года подписана в печать, а 1 июня в издательстве Казанского государственного энергетического университета вышла книга автора этих строк «Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность» [5]. В ней утверждалась концепция квантовоподобной организации человеческого коллективного бессознательного (в отличие от коллективного сознания у А.Ю. Хренникова), влекущей за собой квантовоподобие ряда социальных (закон Ципфа-Парето и др.) и социально-психологических (мифология, первобытные магические практики, в том числе описанные К. Кастанедой, эзотерика и др.) процессов; показывалось значение появления таких новых квантовых технологий, как квантовые компьютеры, квантовая телепортация и квантовая криптография, для анализа философских проблем коллективного бессознательного. О трансфере в психоанализе Фрейда в книге говорилось, что он представляет собой аналог процессов, имеющих место при квантовой телепортации. О процессах феодализации политической власти утверждалось, что феодализированная иерархическая структурированность власти может объясняться действием архетипа коллективного бессознательного, называемого в литературе «Мировым древом» – стержнеобразующим архетипом для практически всех мифологических систем, но за этим архетипом, в свою очередь, стоят нелокальные квантовые (квантовоподобные) процессы.  Как будто в будущем заочном споре утверждалось, что сознание локально; оно, образно говоря, здесь и сейчас, поэтому ему не свойственно ни состояние нелокальности, ни состояние суперпозиции – нелокально и суперпозиционно бессознательное. Сейчас к этому можно добавить то, что схему Хренникова надо просто «перевернуть», считая классическими процессами процессы в сознании и квантовоподобными – процессы в бессознательном. Тогда она станет великолепной рабочей моделью. 

 

Второй номер «Квантовой магии» от 15 июля 2004 года включает статью С.М. Коротаева [6], которая посвящена осмыслению обнаруженных макроскопических нелокальных корреляций гео- и астрофизических крупномасштабных природных процессов с лабораторными процессами. Отмечается, что в изученных процессах выявлена зависимость типа фликкер-шума (зависимостью того же типа является закон Ципфа-Парето в социальных процессах, объясненных автором этих строк, как и С.М. Коротаевым для гео-и астрофизики, существованием макроскопических нелокальных корреляций).

 

Кроме того, во 2-м номере от того же 15 июля публикуются статьи В.П. Графского [7], в которой, в частности, анализируется концепция физика-теоретика А. Минделла, проводящего параллели между магическими практиками австралийских аборигенов, К. Кастанеды и квантовыми процессами в психике человека, и статья В.О. Леонтьева «Квантово-механический формализм в психологии [8].

 

В 3-м номере появляются публикации В.О. Леонтьева «Условный рефлекс и квантово-подобное поведение» [9], Р. Нахмансона «Двухщелевой эксперимент Юнга с людьми» [10] –  полезная демонстрация «практических» следствий из положений, аналогичных выводам работ 2000-2003 года (подтвержденных в цитировавшейся ранее монографии 2004 года) А.Ю. Хренникова о квантовоподобном поведении мозга и квантовоподобном формализме для описания когнитивных процессов [11].

 

В 4-м номере (от 15 ноября) публикуются статьи С.И.Доронина [12-13] и др. о сопоставлении мировоззрения индейцев и последних результатов квантовой теории и доказательстве того, что мистические картины мира индейцев не выходят за рамки квантово-физической картины мира.

 

Таким образом, 2004 год можно считать годом, с одной стороны, очередного подтверждения идеи К.-Г. Юнга о синхронистичности, когда не знающие о существовании друг друга люди пишут об одних и тех же вещах, причем подчас – в совершенно идентичных терминах, а, с другой, – годом оформления «российского фронта» международного трансдисциплинарного движения, которое можно было бы назвать «Проект “QUANTUM  MIND”». Но этот проект, как есть все основания надеяться, никогда не будет подобен какому-нибудь «пиар»-проекту, имеющему единственную цель побыстрее «снять сливки» с ошарашенной публики. Проект «Quantum Mind» –  это всерьёз и надолго. В ближайшем обозримом будущем дееспособных альтернатив ему просто нет.  

 

Литература

 

  1. Хренников А.Ю. Моделирование процессов мышления в p-адических системах координат. – М.: ФИЗМАТЛИТ», 2004. – 296 с.
  2. Доронин С.И.  Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений. // Квант. маг. 1, 1101 (2004).
  3. Луценко Е.В. Диалектика смены идеологических парадигм. // Квант. маг. 1, 1201 (2004).
  4. Заречный М.  Квантовая и мистическая картины мира (часть первая). // Квант. маг. 1, 1305 (2004).
  5. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. – Казань: Изд-во КГЭУ, 2004. 436 с. 2-е издание, испр. и доп.: М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 374 с.
  6. Коротаев С.М. Гелиогеофизические эффекты нелокальности – тени будущего в настоящем. // Квант. маг. 1, 2219 (2004).
  7. Графский В.П. Квантовая психология – поиски новой антропологической модели. // Квант. маг. 1, 2201 (2004).
  8. Леонтьев В.О. Квантово-механический формализм в психологии. // Квант. Маг. 1, 2207 (2004).
  9. Леонтьев В.О. Условный рефлекс и квантово-подобное поведение. // Квант. маг. 1, 3211 (2004).
  10. Нахмансон Р. Двухщелевой эксперимент Юнга с людьми. // Квант. маг. 1, 3187 (2004).
  11. Khrennikov A. On the cognitive experiments to test quantum-like behaviour of mind.// quant-ph/0205092, v1.
  12. Доронин С.И. Нагуализм с точки зрения квантовой теории. // Квант. маг. 1, 4301 (2004). 
  13. Доронин С.И. Плюсы и минусы нагуализма. // Квант. маг. 1, 4333 (2004).

 

Hosted by uCoz