Квантовая Магия, том 3, вып. 2, стр. 2301-2316, 2006

Корешки

 

 

В.И. Жан

http://iku.nm.ru

 

(получена 20 февраля 2006; изменена 13 марта 2006; опубликована 15 апреля 2006)

 

 

Статья в общих чертах знакомит читателя с древней методикой духовной работы и молитвы, кабалой, в течение тысячелетий скрывавшейся в иудаизме. Цель статьи - ознакомить приверженцев теории запутанных состояний с этим древним учением, которое, по мнению автора, могло бы послужить философской основой науки будущего. Это также попытка высветить одно очень распространённое заблуждение и показать, что подлинная кабала не имеет никакого отношения к мистике, магии и оккультизму, которые обычно связывают с этим методом изучения Торы.

 

 

Пожалуй, трудно убедить кого-либо в том, что я даже не собираюсь пытаться доказать читателю что-либо. Современный человек справедливо полагает, что всё видимое, слышимое и ощущаемое пытается ему что-то впарить; сам напевая при этом "нас не догонишь", тогда как это "всё" вторит ему, мол, куда ты денешься.

Пытаясь понять теорию запутанных состояний (ТЗС), я так запутался, что пришлось удовлетвориться лишь ощущением явной общности с тем, что я хочу в этой статье представить.

Насколько я понял, ТЗС не чурается опыта "нерациональных" методик. И неудивительно: эта теория, в виду своей прогрессивности, затрагивает область, которую "здравомыслящий" мир современной науки по-прежнему отрицает так же, как церковь когда-то - шарообразность земли.

У постороннего наблюдателя - у меня, например - не может не сложиться впечатление, что ТЗСники преодолевают предрассудки классической науки не от хорошей жизни.

Теперь уже всем ясно, что связка "свободное потребление - психиатры" оказалась гораздо хуже, чем "религиозные ограничения - богослужение" или "моральный облик совчеловека - построение светлого будущего".

В самом деле, западный образ жизни, столь красивый в теории, на практике оказался просто массовым идиотизмом, а западная феминодемократия - более жёсткой диктатурой, чем сталинизм. Да и чем ещё, как не идиотизмом, может быть система, в которой две главные профессии - адвокат и психиатр. Складывается впечатление, что в системе феминодемократии западного образца человек живёт лишь для того, чтобы реальными усилиями зарабатывать иллюзорное потребление, всю свою реальную выработку отдавая какому-то мифическому "высшему обществу", и чтобы перессориться-пересудиться со всеми, потратить все деньги на адвокатов, и, в конце концов, благополучно сойти с ума.

 

Потому, очевидно, по долгу службы, выискивая альтернативные пути развития, приходится ТЗСникам зачитываться религиозно-мистической литературой.

Каждый, кто прочитал уже достаточно много, убедился, что все религии и методики говорят об одном и том же по-разному. Возникает вопрос: кто говорить начал первым?

Известно, что авраамовские религии вышли из иудаизма. Брахманизм, индуизм, буддизм, таоизм и пр. появились значительно позже иудаизма, это исторический факт; и все они в той или иной форме также говорят всё о том же. Трудно не прийти к выводу, что корень всех религий и духовных методик кроется в иудаизме.

Что же такого мистического можно в нём найти? В иудаизме есть только одно мистическое течение - кабала.

Познакомившись несколько лет назад с кабалой, я быстро пришёл к выводу, что вся та белиберда, которую можно услышать о кабале вне самой кабалы и даже в иудаизме, никакого отношения к ней не имеет. За величественными эпитетами и странными сказками книг Торы скрывается абсолютно обыденный и простой смысл, с которым я хотел бы познакомить приверженцев ТЗС. Так сказать, предложить взгляд изнутри, т.е. как принято считать в самой кабале, чьё мировозрение до сих пор почти никому не известно, хотя на самом брэнде "кабала" паразитирует невероятное количество "просветляющих" методик.

Причиной распространения всякой чуши о кабале, несомненно, является метод скрытия информации в книгах кабалистов. Информация в книгах Торы записана таким языком, что без многолетних серьёзных занятий этой методикой понять ничего невозможно. Впрочем, большинство из тех, кто знакомился с книгами Торы, как правило, и не пытались ничего достичь, заменив постижение на собственные фантазии, которые и сформировали облик кабалы в сознании масс.

О языке книг Торы нельзя сказать, что это код. Нет, это не код. Это что-то вроде переноса целых мысленных картин. С трудом поддаётся переносу в доступную для нас форму. Можно также сравнить язык книг Торы с передачей информации на основе обусловленных фраз, однако и это сравнение не отображает сути языка Торы.

Как бы то ни было, мне, кажется, удалось перенести некоторую часть информации из кабалистического языка в обычный. (Для справки: в Пятикнижии Моисея нет ни одного слова про наш мир, это описание "другого" мира.) Но сначала немного об истории кабалы.

Итак, первым "официальным" кабалистом считается (здесь и далее: считается в самой кабале) некий выходец из Междуречья по имени не то "иври", не то "эври", известный всем как праотец Авраам. Судя по некоторым намёкам, можно догадаться, что те кабалисты, которые были до него, были не совсем людьми. "Кабалист" - это человек, который связан с невидимым миром, а те были "пришельцами" "оттуда", у которых была связь с нашим миром. Отличие принципиальное.

Не весть откуда появившись около 1760 до н.э., Авраам поставил шатёр и начал обучать всех желающих методике молитвы и духовной работы. Авраам утверждал, что всё мироздание - это живой организм, у которого есть разум и чувства и который создал человечество с определённой целью. Собственно, так и появился свод правил "Как жить по требованиям Творца" - иудаизм - а также НИИ того времени, кабалистические школы, которые и создавали правила, устанавливали ограничения на эгоистическое потребление и т.д.

Но появились не только кабалистические школы. Где-то через 10 лет после начала преподавания в школе Авраама произошла чистка, в результате которой более половины учеников были отчислены. Именно они, странствуя по миру, и заложили основы всех культов, религий и пр.

 

Линия развития кабалы, по фундаментальным трудам, такова (автор - книга): Авраам "Книга Творения" (Сэфэр Йецира), Моисей "Тора" (около 1360 до н.э.), Шимон Бар Йохай "ЗОАР" (РАШБИ, нет точных данных в самой кабале; считается, 4-ый век нашей эры), Исаак Лурия бен Соломон (Ари 1534-1572) "Древо Жизни", Иегуда Ашлаг ( 1886 - 1956) "Талмуд Десяти Уровней". В кабале каждая из этих книг начинала следующую эпоху. Из значительных "внутриэпоховых" кабалистов наибольшее влияние на развитие учения оказали рав Акива (4-ый век н.э.) и основатель хасидизма Исраэль бен Элиэзер ( Бааль Шем Тов, ок. 1700 - 1760).

Суть учения проста: само мироздание - это мир без времени, объёма, массы и прочих атрибутов нашего мира. Наш же мир существует временно и с определённой целью.

Кабалисты пишут, что невозможно узнать, кто такой этот Создатель, сотворивший всё, именуя Его "Некто Великий".

Кабала имеет чёткую верхнюю границу: считается невозможным узнать, почему Творец создал миры. А поэтому изучение начинается уже с появления "света".

Считается, что всё появилось из некой первородной энергии, которую в кабале называют "светом".

Появление света - рождение миров один из другого - рождение эгоизма, потребителя света - рождение Адама. Такова цепь.

Считается, что первое полное описание мироздания от чистого света до нашего мира оставил некий кабалист по имени Моше (Моисей) во второй половине 14-го века до н.э.

Кабалисты пишут о Торе Моисея, что "вся Тора - это имена Творца". В кабале это означает следующее.

Считается, что, кроме чистого света, на самом деле ничего нет; а все ступени духовного мира от границы с нашим материальным миром до чистого света возникают только в ощущении субъекта. Тем не менее, в постижении ступеней все кабалисты прошлого отмечали одну и ту же градацию. Моисей первым прошёл в своих ощущениях все ступени духовного мира от самого низа до чистого света и ввёл метрику духовного мира. Весь духовный мир он разбил на пять условных уровней - пять книг Торы. Эти пять уровней поделёны ещё на множество ступеней, каждую из которых Моисей назвал определённым именем.

С тех пор в кабале принято считать, что вся Тора - имена Творца. Сам же Творец остаётся неизвестным, но Его проявления постигающим - ступени духовного мира - названы кабалистами различными именами с пышными эпитетами.

Например, Тора начинается с описания самой высшей ступени. Вначале был у Творца замысел ("слово"), затем Он создал свет. "Сказал Творец: да будет свет; и был свет". И так далее, в пяти книгах Моисей описывает строение духовного мира.

Имя высшего мира - "Святой бесконечный". Часто его называют просто бесконечностью. В этом мире, кроме чистого света, уже есть "слово" - замысел Творца. И это "слово" присутствует на каждой ступени, по этому плану развивается мироздание от ступени к ступени, при этом каждый "верхний" мир содержит больше света, чем нижний. Что касается нашего мира, то, как пишет кабалист Ари, "свет сократился в точке центральной". В нашем материальном мире нет света, он отделен от низшей ступени духовного мира особым светонепроницаемым заслоном.

 

По большому счёту, всё, что было до Адама, мало затрагивает интересы человечества. Зато сам "Адам" мог бы быть нам весьма интересен хотя бы потому, что, согласно учению кабалистов, это мы и есть.

Эгоизм - это "пустота", которая "желает" быть наполненной светом. Но свет в прямом контакте уничтожает эгоизм, а потому вокруг эгоизма необходимо создать альтруистическое "поле" - "экран". При этом "эгоистическое" намерение меняется на "альтруистическое". Нечто похожее есть и в нашем мире: получение удовольствия без собственного желания, лишь ради того, чтобы доставить этим удовольствие другим.

 

Адам - это ядро эгоизма, самая "эгоистичная" область. Именно его в кабале называют "первым человеком". При этом обозначение "Ева" используется для нижней половины средней части "Адама".

Весь эгоизм мироздания помещён в материю нашего мира, которая служит ему своего рода защитным скафандром, спасая от прямого контакта со светом. Питание происходит за счёт ничтожных искр света, которые проникали в материю до 2001 года. ("Конец света", прекращение кормления нашего мира искрами, уже даёт о себе знать.) По интенсивности эгоизм делят на следующие уровни.

* Неживая природа

* Растительный мир

* Животный мир

* Адам (человечество)

Вообще-то есть много кабалистических школ, которые отрицают друг друга с завидной взаимностью. Тем не менее, они все работают, в основном, по одним и тем же книгам. Я, как любитель, самостоятельно изучаю кабалу по методике рава Баруха Ашлага (1912 - 1991, сын И. Ашлага) , чей метод я назвал "аналитической кабалой". Этот метод самый новый, пока практически неизвестен и почти никем не признан.

Суть этого, как и прежних методов, в следующем.

Кабалисты считают, что весь период существования нашего мира представляет собой готовый план из предусмотренных этапов, который существует в духовном мире. Однако сроков нет. Чем больше человечество затягивает выполнение плана, тем больше разрыв между реальным духовным и нашим временем и тем сильнее давление со стороны реальности. И, наконец, те цивилизации, которые вообще отказываются от выполнения плана Творца, просто уничтожаются.

Исправление "первородного греха", эгоистического получения света, представляет собой цепочку запланированных духовных состояний, которые должен прожить каждый кусочек Адама.

Для облегчения процесса исправления Творец применил что-то вроде прагматичного дробления. Адам был разделён на множество частей, наших "душ", которые начали проявляться в телах прямоходящих обезьян 5700 с копейками лет назад (по иудейскому календарю). Деление Адама идёт до сих пор, этим объясняются рост населения и духовное "мельчание" людей. Большие "кусочки" встречаются всё реже и реже.

* До грехопадения Адама наказание следовало сразу за грехом. Но после сотворения материального мира появилась задержка, за счёт которой и происходит развитие.

* Эволюционный период эгоистического потребления искр света (Древо познания Добра и Зла) должен привести каждого к "осознанию зла", пониманию вреда от эгоистического потребления, и к работе по исправлению своего эгоизма.

* Реальное духовное время (последовательность состояний) не зависит от нашего материального. Как только Творец решит, что наша цивилизация не способна прийти к созданию альтруистического экрана на эгоизм Адама, она будет уничтожена. Последует откат в прошлое состояние, которому соответствует и более примитивный уровень материального развития человечества.

 

Считается, что период познания добра и зла завершится приходом "Мессии".

"Мессия" - это не человек и не группа людей, а "инструкция" к духовной работе и молитве, которые исправляют эгоизм, создавая вокруг него альтруистическое намерение.

Материальная база мессии - книги кабалистов. На их основе будет создана методика, которая в локализованных версиях дойдёт до каждого человека. Тогда и начнётся исправление человечества.

Цель духовной работы - облачение Адама в альтруизм и заполнение светом.

 

***

 

Для более терпеливых некоторые детали.

Кабалисты пишут, что в человеке скрыто всё мироздание. В принципе, с этим трудно не согласиться: человек - это многоуровневая система, в которой присутствует всё: неживая природа, растительный и животный миры. Духовным фундаментом этих уровней являются "неживой", "растительный" и "животный" уровни эгоизма. В материальном проявлении животный эгоизм доходит до уровня инстинктов и рефлексов, т.е. животных реакций. Но хаотическое сознание как система возникает в мозге человека на основе "человеческого" эгоизма.

Эгоизм, духовная основа человека, называется в кабале "телом", тогда как биотело считается материальной оболочкой неживого, растительного и животного уровней эгоизма.

Со времён Ари принято делить тело человека на три части. (Впрочем, в хасидской кабале встречаются и другие деления. ) Альтруистический верх, который большинство людей не ощущает; смешанная часть, в которой есть как альтруистические, так и эгоистические свойства; три нечистые силы, чистый эгоизм. Таков состав тела человека с точки зрения кабалистов.

Немного о взгляде кабалистов на эволюцию Адама.

В Торе сказано, что Адам родился обрезанным. В переводе с кабалистического языка это значит, что Адам не получал свет в нижнюю часть. На неё у него не было альтруистического экрана. (Т.е. самые большие наслаждения были Адаму недоступны.)

Змей, или Сатана, духовная сила эгоистического потребления, проникла в Еву, в среднюю смешанную часть Адама. В результате, Адам принял свет в свой низ без альтруистического "отражения", совершил прегрешение. Это привело к исчезновению альтруистической силы Адама, вследствие чего он выпал из "рая", нижней ступени мира Ацилут.

Зато у него появилась "крайняя плоть" - чистый эгоизм. Потому далее Моисей пишет, что все последующие поколения, сыновья Адама, рождались необрезанными и были обязаны делать обрезание - отказываться от удовлетворения "нижних" желаний. Стоит пояснить, что "сыновьями" Адама считаются только те, которые работали духовно и развивались с помощью Торы (тогда других систем духовного развития ещё не было). Они же считаются "поколениями".

Возникает, конечно, вопрос: а зачем весь сыр-бор с "грехопадением" был нужен?

Духовный объект по имени Адам был до прегрешения очень примитивной формой жизни. Кабалисты пишут, что "Адам был создан не из земли, а из праха, что не годился для посева". И только с приобретением крайней плоти Адам стал "годен для посева".

 

Из комментариев кабалиста Баруха Ашлага к некоторым фразам из Торы становится понятно, что "прегрешение" такая же часть плана неизвестного Творца, как и "исправление". У Адама не было выбора, его прегрешение и изгнание из рая были запланированы.

Далее я хотел бы добавить и некоторое количество "отсебятины". Изучая комментарии кабалистов Иегуды и Баруха Ашлагов к известным фразам мудрецов Торы, я пришёл к выводу, что план Творца представляет собой процесс выращивания разумной формы жизни на основе энергии эгоизма Адама.

Кабалисты пишут открыто, что душа имеет гены. В наших духовных генах сохраняется вся информация, относящаяся к выполнению плана Творца каждым из нас. В духовных генах также сохраняется опыт прошлых жизней.

Кабалисты отмечают, что душа человека после смерти сразу переселяется в новое тело. Это противоречит представлениям о мучениях грешников в аду. В кабале считается, что "в ад за грехи" человек попадает здесь, в материальном мире. Таким образом, нет "страдающих безвинно" детей: каждый отвечает за поступки, совершённые в прошлой жизни.

Из этого уже следует, что выращивание новой формы жизни включает в себя и перерождения, и прегрешения, и искупление грехов согласно своему духовному "счёту".

Согласно кабалистической теории, для людей, находящихся на разных этапах развития, формируется различная реальность. Если в начале своего развития душа проходит этап "прегрешения", то в материальном мире носитель такой души получает от жизни всё, материальные блага просто сами плывут ему в руки. И, наоборот, если период эгоистического насыщения закончился, то реальность превращается из балующей няньки в строгого воспитателя с кнутом.

Выходит, что мы имеем дело с технологией: никакой свободы у человечества нет.

В Торе сказано: "И выбери жизнь". Иегуда Ашлаг пишет в предисловии к ТЭС, что никакого выбора на самом деле нет. Чем дольше человек затягивает с правильным выбором, тем больше ударов судьбы и страданий ему приходится переживать. И единственный выбор лишь в том, с какой скоростью пройти путь развития, запланированный Творцом.

Кабалисты пишут: "Страдания возвращают к добру". Т.е. после периода насыщения Творец "силовым воздействием" заставляет человека развиваться и следовать к цели творения.

Целью Творения кабалисты считают переход всего человечества на духовный уровень существования.

Кабалисты считают, что план Творца - это этапы работы души с определёнными желаниями. Благодаря этой работе душа развивается от "неживого" уровня, через "растительный" и "животный", до "человека".

Есть три группы "растительно-животных" желаний: богатство, слава, власть. ( Выход из "неживой" массы, как можно заметить, начинается с "бизнеса". )

Отработав с этими желаниями, душа входит в ощущение "человеческого" желания. Таковым является жажда знаний. Этот этап разделён на две половины. Сначала человек насыщается материальными знаниями, а затем уже начинает ощущать жажду духовности. Именно по этой причине все большие учёные прошлого в конце-концов неизменно приходили к теологии, богоискательству и т.п.

В настоящий момент мы наблюдаем интересную картину. В СССР впервые за всю историю человечества появились люди "человеческого" уровня в количестве, которое позволяет говорить о массовом характере явления. Но также можно заметить массовый откат на "животно-растительный" уровень, и даже "неживой". В ближайшие лет десять станет ясно, сможет ли хотя бы малая часть из той волны разумной жизни преодолеть "рациональный" барьер и перейти к работе с духовным желанием.

Духовные желания - это семена духовного мира, для засеивания которыми Адам не был готов от рождения. Это желание служить Творцу, т.е. выполнять план развития.

Есть два уровня служения, духовной работы. Уровень "неживой святости" и уровень "героев". Деление возникает из-за того, что есть два типа душ: маленькие и большие кусочки Адама.

На уровне "неживой святости" людей , получивших духовное желание, кабалисты делят на "евреев" и "праведников народов мира". Первая группа работает духовно в иудаизме, который является ничем иным, как набором кабалистических шаблонов для масс; а вторая группа работает на основе производных от иудаизма.

Второй тип душ, "герои", не имеет деления. Они все считаются "евреями", даже если какой-то из больших кусочков никакого отношения к еврейскому народу не имеет. Всё равно они в конечной фазе своего развития будут тянуться к евреям, искать, пока не получат инструмент для духовной работы, Тору. (На среднем этапе развития такие души обычно бывают ярыми антисемитами и заядлыми учёными-материалистами.)

Тору, а не кабалу. Потому что никакой кабалы на самом деле нет! Термин "кабала" возник лишь в середине 18-го века, когда уже подавляющее большинство раввинов отошло от изучения духовности и занялось только сохранением шаблонов духовной работы и их бессознательным выполнением. В связи с тем, что уже абсолютное большинство раввинов было к тому времени на уровне "неживой святости", те немногие раввины, которые по-прежнему исследовали духовные законы мироздания, создавали новые и вносили коррективы в старые шаблоны духовной работы для масс, вынуждены были уступить термин "Тора" раввинам на уровне "неживой святости".

В результате, выражение "учить Тору" потеряло свой исконный смысл - "исследовать мироздание", и стало означать "зубрить кабалистические книги наизусть".

А малочисленные группы исследователей духовного мира стали назвать себя "кабалистами".

Во все эпохи время от времени возникали очаги появления больших душ в биотелах прямоходящих обезьян. Последний случай был в СССР.

Большинство из них сейчас всё ещё работает с жаждой материальных знаний, но в последнее время наблюдается постепенный переход к духовности.

Обычно с желанием к духовному рождаются, уже отработав с предыдущими группами желаний в прошлых жизнях. Но нередко бывает и переход от служения "другим богам" к служению Творцу в течение одной жизни.

Моисей написал: "Не служи другим богам". Кто-то неправильно перевёл: "Не поклоняйся идолам". Очевидно, переводчик просто подогнал фразу под нужды миссионерства. Как известно, христианство долго боролось с идолопоклонничеством.

Разумеется, кабалисту Моисею никакого дела до каких-то деревяшек не было. Он имел в виду следующее: "Не используй другие методики для развития". Тем не менее, работа на "других богов", которой занимается как научный, так и мистический мир уже несколько тысячелетий, является ничем иным, как работой больших душ с желаниями последнего периода эгоистической эволюции, древа познания Добра и Зла. Какие-то души прошли этот этап три тысячи лет назад, а какие-то проходят сейчас.

Кабалисты считают, что мироздание устроено таким образом, что всё равно любые виды служения "другим богам", любая научная деятельность и работа с духовными методиками вне Торы, приводят к краху и "осознанию зла". Но совершенно очевидно, что и это запланированный этап; а потому рискну предположить, что запрет на поклонение другим богам имеет рекомендательный характер, мол, тебе же лучше, как можно быстрее прийти к Торе.

Период познания Добра и Зла заканчивается "покаянием" и "возвращением". Человек признаёт порочность эгоистического потребления и приходит к духовной работе в Торе, иудаизме, или в одной из религий "праведников народов мира".

Как нетрудно заметить, план развития малых душ не включает в себя работу с желанием к эгоистическому познанию. Малые души приходят к покаянию из растительно-животных эгоистических желаний.

Кабалисты пишут, что исправление мира принесёт Машиах (Мессия). В самой кабале Мессия - это Ор Машиах - свет Мессии. Это не человек и не группа людей, Мессия - это методика духовной работы, которая поможет всему человечеству совершить покаяние и возвращение. Тот факт, что Мессия ещё не материализовался, становится неоспоримым после беглого взгляда на духовное состояние человечества. Как же можно говорить о появлении Мессии, если всё человечество ещё "работает в Египте", работает с эгоистическими желаниями. Более того, "выход из Египта в пустыню", т.е. отказ от обслуживания эгоизма и переход к духовной работе с альтруистическим желанием служить Творцу, наблюдается сейчас гораздо реже, чем в прошлом, когда служение Творцу не считалось занятием дураков, как думают массы сегодня.

Судя по тому, что пишут кабалисты, нельзя не прийти к выводу, что человек разумный никакой не венец творения, а всего-навсего промежуточное звено. По мнению кабалистов, эволюционный путь человека разумного, развитие материального разума на основе эгоистических мотивов должно привести человечество к "осознанию зла", "покаянию" и "возвращению" на "путь Торы". Древо познания Добра и Зла должно погибнуть, а на его месте вырастет Древо Жизни.

Древо Жизни - это период исправления эгоизма человечества, "Адама". Кабалистическая теория гласит, что Древо Жизни принесёт плоды: из человека разумного разовьётся человек духовный.

Здесь не мешало бы обратить внимание читателя на одну интересную особенность кабалы. Отношение кабалистов к обычным наукам в корне отличается от взглядов большинства других духовных методик. Кабалисты признают и материальный мир и обычные науки. Они лишь указывают на то, что любое познание - как обычные науки, так и Тора - должно проходить в "вере над разумом". В разуме без веры, как действует научный мир сейчас, человечество обречено на катастрофу и погибель.

Кабалисты считают, что только в вере выше разума человечество может развиваться без вреда для себя.

Это высший закон, обойти который невозможно. Любые системы познания и развития в разуме без веры Творец безжалостно уничтожает.

Возникает вопрос, что же собой представляет эта "вера выше знания". Кабалисты не дают этому никаких рациональных объяснений. (Иначе какая же это вера?) Рав Барух Ашлаг пишет в своей книге "Услышанное", что внешний разум (логическое мышление) вообще не способен понять такое. Ясно одно: "вера выше разума" не означает "вера без разума". "Вера выше разума" - это когда веры больше, чем разума. Кабалисты считают, что развитие человечества должно проходить именно в таком состоянии сознания, а любые отклонения от этой нормы Творец уничтожает.

Думаю, нет необходимости упоминать Заповеди. Уже невооружённым взглядом видно, что нарушение Заповедей ведёт к вымиранию; а те народы, которые эти Заповеди соблюдают, - плодятся и размножаются. Это может заметить каждый из вас в любом детском саду.

Гораздо больший интерес вызывает само понятие веры. Что такое материальный разум, ясно всем: система, работающая на эгоистических мотивах и на основе вводимых данных стремящаяся улучшить своё состояние.

А что же такое вера? Изучая туманные комментарии мудрецов Торы, я пришёл к выводу, что на уровне духовного мира вера выполняет ту же функцию, что и разум в материи. Совершенно очевидно, что пространство духовной информации не имеет с материальной информацией совершенно ничего общего, а следовательно, и система обработки духовной информации должна полностью отличаться от материального разума.

Становится очевидным, что то, что мы считаем верой, на самом деле лишь зародыш будущего духовного разума, носителем которого станет Человек Духовный.

Вера в Творца, выполнение Его воли, - это лишь начало Древа Жизни; а то, что мы считаем верой сейчас, не более чем зачатки духовной "нервной системы". Выходит, что относительно духовного мира человек разумный - это то же самое, что аквариумная гидра по отношению к самому человеку разумному. Лишь носитель зародыша новой формы жизни, и не более.

И в самом деле, почему-то каждый из нас видит разрыв в развитии между нами и коровами, но очень немногие задают себе вопрос, как далеко простирается лестница развития от нас и наверх.

Лестница духовного развития, или Лестница Якова, по мнению кабалистов, имеет 125 ступеней - духовных миров от нашего материального мира и до чистого света Святого Бесконечного.

В истории кабалистического постижения известен лишь один случай, когда целая группа кабалистов прошла все 125 ступеней. Это была группа под руководством рава Шимона Бар Йохая, автора кабалистической книги "ЗОАР".

Не может не возникнуть вопрос о сроках. Разумеется, и мне ужасно хотелось знать, сколько же продлится эволюционный период Древа познания Добра и Зла. К сожалению, на этот вопрос не может быть ответа. Никаких конкретных сроков нет: "Страдания возвращают к добру". Нетрудно догадаться, что каждому необходимо своё количество страданий, чтобы вернуться к добру. Более того, история полна свидетельств тому, как целые цивилизации гибли, не сумев преодолеть барьер покаяния и возвращения.

Кабалисты пишут, что Творец всегда даёт время на осознание зла и что в такие периоды можно что-либо изменить к лучшему. Но, после того как колесо механизма исправления уже запущено, изменить ничего уже нельзя.

 

***

 

Настало время примеров. Хотя я скептически отношусь к размерам бесплатных порций на пробу в супермаркетах, всё же кусочки кабалы побольше не могу засунуть в эту статью. Не потому, что жалко, а лишь потому, что для более глубокого объяснения читатель должен сам знать это учение. Однако эта статья предназначена прежде всего для тех, кто о хасидской кабале слышит впервые.

Кабала Иегуды и Баруха Ашлагов представляет собой дальнейшее развитие хасидской кабалы Бааль Шем Това, который в середине 18-го века организовал на основе еврейских общин восточной Польши нечто, вроде кабалистического ДОСААФа.

Вот типичный пример кабалы Баруха Ашлага.

"Иди, иди с земли своей, из родных мест, из дома отцовского на землю, которую тебе покажу".

Разумеется, первым делом возникает вопрос. Почему выход происходит наоборот? Сначала же уходят из отцовского дома, затем из родных мест, а после всего покидают свою землю.

Смысл, вложенный каким-то кабалистом три тысячи лет назад в это известное изречение, таков.

Последовательность выхода из эгоистического плена такова: сначала человек отказывается служить "фараону" ( как называл Моисей эгоизм); затем человек выходит из желаний масс, которые полностью погружены в эгоизм, пребывают в "египетском плену"; и только после этого изменяется его врождённая эгоистическая природа, человек получает от Творца новую, альтруистическую природу.

В переводе на современные термины, это означает следующее. Сначала человек отказывается от эгоистического развития в принципе. Затем нарушается связь с коллективным сознанием, человек отвергает шаблоны масс. После всего у него изменяется сознание, полученное от среды, которая его воспитала.

И вот на таком уровне был кто-то три тысячи лет назад!

 

Немало интересного таит в себе Тора и для тех, кто хочет знать причины провала эксперимента "СССР".

Впрочем, причины станут ясны каждому, кто сумеет хотя бы поверхностно ознакомиться с внутренним смыслом Торы. (Что, однако, весьма непросто...)

Иегуда Ашлаг писал, что "кооперативное общество" будет построено в "последнем поколении". Он также пояснял, что "последнее поколение" - это вовсе не последние люди, которые ещё будут населять нашу планету, перед тем как жизнь на ней якобы окончательно погибнет.

Совсем наоборот, "последнее поколение" - это на самом деле первое поколение нового эволюционного периода - "Древа Жизни". Рав Ашлаг также указывал, что, после того как все души отработают с эгоистическими желаниями всех видов, человечество начнёт только служить Творцу и работать духовно.

Более того, рав Ашлаг добавлял, что процесс духовного совершенствования и достижения единства с Творцом бесконечен. Духовному совершенству нет предела. Таким образом, "последнее поколение" следовало бы называть "вечным".

Вот что сказано о вечном поколении в Торе: "...и станут пред горой все, как один, и с сердцем одним".

А это само по себе исключает иерархию. Сегодня передовые исследователи уже пришли к пониманию того, что скрыто в этой фразе уже более трёх тысяч лет. Необходимость в общественной иерархии отпадёт с переходом на следующий этап существования. Уже сейчас идут эксперименты по созданию сетевых систем управления, но, по слухам, мало что получается.

Не видно понимания того, что без "одного сердца" перейти на следующий этап - в "царство божье" - невозможно. Нельзя без духовной работы и нравственного очищения достичь "одного сердца".

А потому остаётся только ждать, пока, наконец, научный и религиозный миры не поймут бессмысленность поклонения "другим богам". Вот тогда и придёт Мессия: появится методика духовной работы для каждого, и станут все, как один, и с сердцем одним.

Кабалисты пишут о коммунизме! Несомненно, сама идея коммунизма взята из кабалистических книг. Да только одна проблема: коммунизм строили задом наперёд.

Из книг Торы становится ясно, что общество - это отражение внутреннего мира людей. Социализм, а позже и коммунизм - это социосистемы "Древа Жизни", тогда как у нас до сих пор идёт период познания Добра и Зла. Таким образом, СССР был обречён и не мог иметь никакого будущего.

Но кабалисты пишут, что нет ничего под солнцем, что бы не имело своего предназначения. Каждый может видеть, что новая форма жизни, которая не подчиняется готовым шаблонам и правилам, а сама стремится управлять порядком с помощью хаотического мышления, родилась ТОЛЬКО В СССР. Нигде в мире такой формы жизни больше нет. Что касается сверх интеллектуальной, но очень малочисленной элиты Англии и США, эти "люди" - что-то вроде восьмиглазых роботов из "Отроков во Вселенной". Необычайно умны, знают всё про "А и Б", но совершенно бездуховны. Они такой же атавизм, как и неандертальцы.

Несомненно, СССР был предтечей нового общества, семя будущего. Но ведь любое семя должно погибнуть, чтобы дать жизнь ростку.

Рав Барух Ашлаг пишет, что духовное развитие основано на двух зародышах (имплантантах). Первый зародыш чужеродной альтруистической природы человек получает от Творца "на халяву". Этот "зародыш" вовсе не выводит человека на следующий уровень существования, а позволяет лишь работать духовно на том же уровне. Если человеку удаётся выработать достаточно сильную молитву, то Творец в ответ даёт ему второй "зародыш". Именно второй зародыш выводит человека на следующий уровень развития.

Нетрудно догадаться, что СССР - это был первый зародыш будущего. В нём родилась и выжила новая форма жизни, теоретически способная научиться работать духовно и получать свет Творца.

Но нет никакой гарантии, что разумная жизнь, зародившаяся в СССР, действительно придёт к Торе и преодолеет духовный барьер между настоящим и будущим.

 

Мы сейчас наблюдаем, как Творец дал России передышку, позволил сесть на бочку с нефтью и передохнуть. Но вместе с тем заметно, что никакого пути в будущее не видно: впереди только мгла.

Так и сказано в кабале: первый зародыш человек получает свыше, а второй - должен заслужить. СССР был нам навязан силой; а второй зародыш мы должны заслужить духовной работой. И мгла не может не радовать: значит, есть ещё время. Гораздо хуже, когда, вместо мглы, впереди маячит катастрофа. Но разве сквозь мглу уже не проглядываются контуры социальной катастрофы?

 

Разумеется, нельзя пройти мимо такой известной темы, как выход евреев из Египта.

Местечковый раввин Моше (Моисей), чья община здорово страдала от наездов краевой египетской администрации, никогда не видел гору Синай.

Это, однако, не помешало ему стать величайшим мудрецом, чью книгу вот уже более трёх тысяч лет читает весь мир; хотя лишь очень немногие понимают, что скрывается за историями Пятикнижия.

Исход евреев из Египта - это описание духовных процессов, которые происходят ВНУТРИ человека.

 

Есть четыре стадии развития человека.

* "Древо познания добра и зла", или "получение ради себя". В Торе этот период называется "египетским пленом". Суждено человеку в этот период познать все беды эгоистического потребления и "взвыть от непосильного труда", обслуживая свой эгоизм (работая на "Фараона"). (А в этом ему помогает "матрица" реальности, которая любое эгоистическое наслаждение аннулирует ещё большим страданием.)

* "Тора". Период Торы делится на два отрезка: "отдача ради себя" - альтруизм из эгоистических побуждений, "отдача ради Творца" - альтруистическая отдача.

Пишут кабалисты, что, взвыв от непосильной работы на свой эгоизм, человек начинает искать спасение. Не может человек найти спасение сам, только Творец своей милостью способен бросить ему веревку и дать силу, чтоб вылезти из эгоистического болота.

Потому зовётся эта сила "Моше" (Моисей), от ивритского глагола "лимшоах" - "тянуть".

Не может человек преодолеть предрассудки "здравого смысла" и взяться за руку Моше, только Творец великий способен дать ему верные мысли, чтобы поверить Моше.

Лишь заслужив милость Творца искренним раскаянием в грехах, отказавшись от эгоистического пути развития, человек идёт в "пустыню". Но не может человек сразу забыть "горшки, полные мяса", то и дело возвращаясь к обслуживанию своего эгоизма. Этот отрезок называется альтруизмом из эгоистических побуждений, ради спасения от "египетского плена". Не хочет человек в этот период идти по пути Торы, а хочет убежать от работы в "Египте". Сказано кабалистами, что "тысяча приходит учиться, но один выходит к свету". Лишь один из тысячи приходит к "отдаче ради отдачи", к абсолютному альтруизму без какого-либо получения света.

Одному из тысячи питаться "манной небесной". На третьей стадии развития человек ещё не готов к приёму света, он ещё только работает над "одеянием" (исправленным эгоизмом); но он уже может ощущать свет Хасадим.

Свет Хасадим - свет подобия Творцу. Собственно, не делится свет на составляющие. Эгоизм делится на верх и низ. Верх - "лёгкая" часть эгоизма. Именно в ней свет проявляется как Хасадим, свет милосердия. Но лишь после полного исправления Адама все люди получат свет в нижнюю, "тяжёлую" часть эгоизма. Такой свет называется "Хохма", свет мудрости.

* "Израиль". Единицы достигают "Израиля", лишь самые упорные проходят весь путь Торы до "получения ради Творца", или альтруистического получения света. Именно они первыми получают свет мудрости и вносят исправления в наш мир, приближая тем самым всех нас к концу исправления, к тому моменту, когда каждый из нас получит новую альтруистическую природу и свет Хохма.

(Этот момент символизирует праздник "Пурим". Правда, символическое празднование кабалисты велели проводить раз в год; а не 365 раз в году, как неверно поняли кое-где.)

Моисей описывает путь духовного развития в мельчайших подробностях. Пожалуй, вряд ли хватило бы нескольких томов мелкого текста, чтобы всё это объяснить обычным языком.

И, наконец, нельзя обойти вниманием такую нелепую сказку из Торы, как история о ковчеге Ноя. Столько людей уже сбились с ног, разыскивая транспортник Ноя днём с тепловизором и с помощью аэрофотосъёмки.

Конечно же, это просто описание определённого этапа духовного развития. Чтобы "Ной" появился в человеке, надо очень много поработать духовно в Торе.

Вот что значит "Ной" в системе духовной работы.

Сказано о Ное, что он - праведник, что он скромен и блажен. Разумеется, речь идёт о духовном состоянии, которое должен достичь каждый, кто не желает тонуть в "водах потопа".

Велел Творец Ною построить ковчег из брёвен и засмолить его как снаружи, так и изнутри.

Объясняет рав Барух Ашлаг в своей книге "Ступени лестницы", что "воды потопа" - это "отравленные воды" эгоизма, скрытые в одной единственной фразе: "Кто такой Творец, чтоб я его слушался?" Вопрос, который задаёт фараон-эгоизм, рано или поздно появится в голове каждого, кто работает духовно.

Этот вопрос возникает в бесчисленных вариациях, но смысл всегда один и тот же: зачем быть дураком, когда все умные люди заботятся лишь о собственной выгоде.

Никто иной, как сам великий Творец открывает шлюзы, сдерживающие отравленные воды разочарованного в духовной работе эгоизма. Это момент истины. Именно во время потопа выясняется, кто достоин идти по пути Торы, а кому суждено утонуть в отравленных водах нахлынувшего потока эгоизма.

Кабалисты пишут, что нет такого человека, который мог бы сам изменить своё сердце, т.е. никто из нас не способен изменить свою эгоистическую природу; но каждый из нас может приучить себя к альтруизму на уровне действия и всем эгоистическим сердцем просить у Творца новую альтруистическую природу.

Тем, кто сможет взмолиться всем сердцем, Творец ответит: сделай себе ещё до потопа, т.е. ещё до конца периода работы "ради себя", ковчег из добрых и бескорыстных дел, покрой всё бронёй веры выше знания как внутри, в собственном разуме, чтобы вредные мысли не сделали пробоины, так и снаружи, чтобы желания эгоистических масс не торпедировали судно, и тогда переживёшь потоп.

Интересны некоторые детали. Кабалист Моисей пишет, что Ною Творец разрешил взять не только своих сыновей, но и животных.

"Сыновья" - это результаты духовной работы, которые человек успевает получить в период служения Творцу из эгоистических побуждений. Таким образом, человек вовсе не теряет свой духовный уровень и не начинает всё сначала: его "сыновья" спасаются вместе с ним.

Более того, даже "растения" и "животные" спасаются от потопа. Это очень интересная информация. Моше пишет, что даже желания растительного и животного уровней остаются в человеке. Именно поэтому кабалисты всегда жили как самые обыкновенные мещане. С помощью этого признака можно вывести на чистую воду любого шарлатана, играющего в "святого" не от мира сего.

В общем, за пару лет углубленного изучения книг Баруха Ашлага я полностью убедился, что никакой мистической "кабалы" нет. Особенно в том виде, как её пытаются представить разные шарлатаны, её просто не может быть.

 

Во время изучения кабалистических текстов становится ясно, что кабалисты не утруждали себя поиском рациональных объяснений, ограничиваясь только эмпирикой.

Например, сразу становится понятно, что без молитвы не может быть воспроизводства ресурсов, хотя прямо об этом кабалисты не говорят.

Любая система имеет внутреннее трение. Всё равно вкладывать надо больше энергии, чем система может выдать. А потому не важно, каков общественный строй: без масс, работающих духовно, любая социосистема обречена на гибель.

Кабалисты более трёх тысяч лет назад открыли закон выживания и воспроизводства ресурсов. Этот закон очень прост.

* Мироздание - это живой организм, который создал нас с определённой целью. Каждый из нас обязан обращаться к Высшему Разуму с молитвой, соблюдать правила и ограничения, которые Создатель открыл кабалисту Моисею, и расти духовно.

И если иудаизм - это оригинал молитвенной гимнастики для широких масс, а все остальные религии - это производные от иудаизма, то "кабала" - это тот же самый иудаизм, только на более профессиональном уровне. Своего рода профессиональный молитвенный спорт.

Переройте все общепризнанные книги Торы, и ни в одной из них вы не найдёте ни заклинаний, ни магических чисел. Зато все книги Торы полны нравоучений, т.е. сведениями "как жить точнее по правилам Творца", и битком набиты молитвами и рекомендациями к молитвам.

Что касается "магических заклинаний", любой, хотя бы немножко знакомый с настоящей кабалой человек знает, что система мироздания возвращает каждый импульс к источнику.

Любое доброе дело вернётся в виде награды, обычно люди добрыми делами формируют свою следующую жизнь. И, наоборот, за нанесённый вред каждый получит наказание. Духовная бухгалтерия ошибок не делает.

А потому с "магическими заклинаниями", "проклятиями" и "сглазом" играются только большие дети, не ведающие страха перед Творцом, ведь за такие игры человек получает жестокое наказание.         

И ещё на один факт хотелось бы обратить внимание читателя.

История полна свидетельств гонений на глубоко верующие массы. Нередко серьёзные проблемы имели и имеют даже самые ортодоксальные евреи из всех ортодоксальных и наиболее точно исполняющих предписания мудрецов Торы. Кабалисты называют такой уровень существования "неживой святостью".

Ответ кроется в названии. "Неживая святость" - это не конец эволюции, это вовсе не начало Древа Жизни и не последнее поколение. "Неживая святость" - это камера хранения Торы, где нет духовного развития, а есть лишь сохранение уровня.

Иегуда Ашлаг как-то раз заметил, что из-за ортодоксов, отрицающих кабалу, т.е. осознанную духовную работу и систему духовного развития, в будущем у Израиля будут очень серьёзные проблемы. Этим рав Ашлаг хотел сказать, что начало нового эволюционного этапа принесёт новые правила. Каждый человек будет обязан не только молиться и соблюдать заповеди, но и духовно развиваться в меру своих сил. Можно заметить, что "неживая святость" в любой религии отрицает право масс на самостоятельно духовное развитие, настаивая на бессмысленном выполнении готовых шаблонов.

Из этого я сделал следующий вывод: кабалисты считают, что исправление человечества, исправление "первородного греха" невозможно на основе существующих иерархических систем.

Абсолютно все иерархические системы, от традиционных церквей до новейших сект, работают на принципе скрытия информации о духовной работе и сдерживании духовного роста своих последователей.

Всё свидетельствует о том, что исправление человечества и начало "Древа Жизни" будет инициировано методикой индивидуальной духовной работы и молитвы.

Такая вот версия толкования цели творения от кабалистов. Разумеется, в моём понимании.

В качестве послесловия хотелось бы упомянуть весьма курьёзный факт.

Все "вершки", религиозно-мистические секты, обещают почему-то счастье, блаженство, просветлённость и т.п. Но в "корешках", в самих кабалистических книгах этого почти нет! Совсем наоборот, кабалисты используют только советские методы пиара. Что касается счастья-блаженства, его кабалисты обещают всему человечеству лишь после исправления "первородного греха".

* Кабалисты пишут, что не волен человек выбирать, исправлять эгоизм или нет, но лишь время может ускорить. Чем раньше исправишь, тем меньше страданий будут нужны, чтобы привести к исправлению. Вспоминается лозунг: "Раньше сядешь - раньше выйдешь".

Собственно, кабала и ускорение времени - одно и то же. Вся духовная работа направлена лишь на ускорение прохождения духовных состояний, предусмотренных в плане Творца. Своего рода духовная "стахановщина".

* Наша реальность, природа, это самое "грубое" проявление Творца. В книгах кабалистов сказано: "Не успокоится захар (мужчина), пока не усладит нукву (женщину)". Означает это, что Творец не откажется от своих планов и что страдания будут преследовать каждого до тех пор, пока он не выполнит свой долг.

О долге сказано: "Всё награбленное - верни!" А это, между прочим, значит, что за абсолютно все наслаждения, полученные эгоистически (т.е. вообще все в нашем мире), человек получает страдания, по меньшей мере, в таком же объёме.

Уж очень по-советски поступает Творец-захар. Как тут не вспомнить старый анекдот о советской рекламе. Про баб, всё ещё стирающих бельё в реке: "...и будем насиловать, пока не станете покупать стиральные машины марки "Чайка"!"

Hosted by uCoz