Квантовая Магия, том 1, вып. 4, стр. 4408-4410, 2004
Гностические
аспекты нагуализма В.П. Графский E-mail:
psy-centr@narod.ru (Получена 2 декабря 2004; опубликована 2 декабря 2004) Сразу оговорюсь, что сначала собирался писать
совершенно по другому поводу, но поделиться некоторыми соображениями о
нагвализме мне показалось более важным. Поэтому, излагаемое ниже является лишь
гипотезой, тезисы которой не будут пока подкреплены убедительными ссылками и
доводами, возможно, это будет сделано позже. Пока же перейду к сути дела. Начну с главного в подходе к феномену нагвализма и
его соотношению с квантовой магией. И первое, с чем надо разобраться – это
достоверность учения дона Хуана, изложенного в книгах Карлоса Кастанеды. Сейчас
существует два взгляда на этот вопрос. Первый – творчество Кастанеды это просто
художественная литература, воспринимаемая либо как высокая экзистенциальная
поэтика (как это отражено в некоторых
эссе другого около эзотерического писателя В. Пелевина), либо как удачная
мистификация (журналист Р. Де Миль). Второй подход – это безоговорочное признание всего
изложенного, его апологетика и дальнейшее творческое развитие (А. Ксендзюк,
В. Санчес, Н. Классен и др.). Первая точка зрения подкрепляется тем, что никаких
достоверных фактических и исторических подтверждений, кроме самих книг у
Кастанеды и его последователей нет. У вторых главная аргументация заключается в
том, что все разбросанные по страницам книг Кастанеды практики действенны – они
работают и дают реальный результат. Но возможен и третий подход, объединяющий два
первых. Действительно, адресация учения индейца племени Яки Хуана Матуса к
древнему Знанию Толтеков является литературной мистификацией, с чем согласится
любой этнолог, непосредственно занимающийся мезоамериканскими Традициями на
профессиональном уровне. Вместе с тем, Карлос Кастанеда является не просто
американским писателем, успешно использовавшим в своем художественном
творчестве свои же этнографические наработки, но он действительно настоящий
Маг, излагающий целостную, метафизически завораживающую концепцию Реальности и
приоткрывающий завесу тайны над некоторыми очень эффективными, а потому и столь
же опасными (если они начинают работать) практиками. Каковы же источники, по
каким каналам Кастанеда получил эту информацию? И здесь мы возвращаемся еще к
одной группе исследователей творчества американского писателя-мага, которых
можно отнести к группе верующих в истинность учения дона Хуана, но только со
знаком минус. В этом случае Кастанеде приписывается «сатанинский» аспект, а его
практики объявляются «черномагическими» (В.Терентьев-Странник). Нет нужды
говорить, что столь однозначная оценка дается скорей с позиций ортодоксальных
религиозных позиций (в нашей стране с позиций Православия), хотя и всевозможные
само провозглашенные «шаманы» и «черные маги» не чураются своего родства с
«толтекским знанием» и охотно признают его эффективность (в скобках замечу, что
и психологи с «экзистенциальным» и «трансцендентальным» уклоном тоже любят
ссылаться на Кастанеду в своих работах). В чем же отличие от всех этих позиций предлагаемого
здесь подхода? В том, что Кастанеда действительно предложил очень интересную и
внутренне непротиворечивую магическую систему мироустройства, которая
непрерывно передавалась и разрабатывалась несколькими поколениями реально
действующих магов-практиков, откуда и следует оригинальность (что впрочем,
весьма спорно) и действенность всех предложенных Кастанедой как общих
концепций, так и конкретных практик. Только корни этой линии магов уходят не в
глубокую архаику исчезнувших ныне американских цивилизаций, а в менее древнюю,
но от этого не менее интересную западноевропейскую гностическую Традицию. Как
уже сказано выше, я пока не буду утруждать себя аргументацией в пользу этого,
напомню только о принципе действия бритвы Оккама не прибегать к
сверхдостаточным толкованиям феномена кастанедовской магической системы, вполне
укладывающейся в рамки современной западноевропейской магической школы. Людям,
мало интересующимся этим вопросом, может показаться, что таковой не существует,
а есть лишь масса литературных домыслов и курьезов, напрочь сметенных победным
шествием ее Величества Науки, начиная от естествознателей-энциклопедистов эпохи
Просвещения и кончая философами-позитивистами Нового и Новейшего Времени.
Однако гностическая, магическая Традиция никогда не умирала, она всегда
продолжала латентно присутствовать и развиваться вместе с общим мейнстримом
западноевропейской цивилизации, будучи лишь вытесненной из общепринятого
мировоззрения на периферию коллективного бессознательного. Впрочем, иногда
(особенно в критические времена) всплывая достаточно близко к поверхности – как
это было в раннем Ренесансе (Фичино, Пико де Мирандола, Бруно), так и в не
столь отдаленные времена - достаточно вспомнить Теософское движение мадам Блаватской,
или бурную деятельность всевозможных западноевропейских Орденов
розенкрейцерского и иллюминатского типа конца XIX-начала XX
веков. Тома той же Блаватской, Папюса и
прочих и сейчас остаются востребованными, несмотря на их «нафталиновый»
позитивистский настрой, характерный умонастроениям тех времен. Самой яркой
фигурой в этом плане является Алистер Кроули, подошедший к развитию Магии как
истинный художник, а не как ученый-педант и предоставивший публике учение
Телемы. По своей талантливости и магичности Кастанеда с ним вполне сопоставим,
за одним исключением - если Кроули по традиции продолжал рядить
западноевропейскую магическую Традицию в древнеегипетские и вавилонские тоги,
то Кастанеда пошел на пошив нового пред-апарте и устроил дефиле в духе психоделических
кислотно-этнических настроений американских шестидесятников. Если же отбросить
кабалистическое обрамление учение Великого Зверя Кроули, эпатировавшего публику
своей любовью к некоторым апокалиптическим символам, и толтекский скепсис дона Хуана
по отношению к трансцендентальной примитивности бледнолицых братьев, то между
учением Телемы и учением индейца Яки в процентном содержании противоречий и
сходства будет примерно столько же, сколько их есть между авраамистскими и
мезоамериканскими аутентичными историческими Традициями. Возможно, схожи и
источники знаний обоих маэстро – краеугольный камень телемизма «Книгу Закона»
Кроули получил в виде откровения от некоего духа Айваса, вполне подходящего под
союзника-неорганика. Подобными источниками материалов для своих книг мог
пользоваться и Кастанеда. Кстати, и тот и другой авторы активно использовали в
своих творческих поисках психоактивные вещества – Кроули - опиум, Кастанеда -
пейот. Оба особую значимость придавали искусству Сновидения и прочим техникам
индуцирующим ИСС. Так что, вполне возможно, что дон Хуан и дон Хенаро проживали
не в пыльной Соноре, а в параллельных мирах западного постмодернистского
дискурса, куда попадал Кастанеда, «сдвигая» свою точку сборки. Отсюда можно сделать следующие выводы – не надо
воспринимать нагвализм как нечто
принципиально новое в нашей культуре – эти магические паттерны поведения
и мировосприятия вполне укладываются в рамки современной западной
идеалистической философии, изменилась лишь внешняя атрибутика. Актуальны же они
потому, что являются не некой догмой неких Древних Видящих (прописаны ли они в
Андах или на Альпах), а творческим их развитием, возвращающим нас к исходному
магическому восприятию действительности. Ведь это только в учебниках по истории
и философии есть жесткое деление на эпохи магического, мифического,
религиозного, научного и прочих видов мышления. Сменяя друг друга, они не
исчезают вообще, а только лишь вытесняются на периферию человеческого сознания
(можно сказать, используя юнгианскую терминологию, в коллективное
бессознательное), где продолжают ждать своего часа. Магическое мышление, как и
положено эзотерическому - тайному знанию, продолжает в тени украдкой следовать
за развитием общепринятого мейнстрима человеческой мысли. Поэтому сходство идей
нагвализма и квантовой теории, пересечение некоторых их понятий – следствие
параллельного движения строгого научного мышления и творческого
художественного, к которому и относится все магическое. В этом плане
показательны и дальнейшие метаморфозы открыто декларирующей свою
преемственность в западном герметизме основной наследницы телемизма – магии
Хаоса, успешно интегрировавшей идеи научной теории Хаоса и синергетики в свой
арсенал. По своей сути одним из течений магии Хаоса является и нагвализм. И в этой
его современности и содержится его актуальность, это еще одно из зеркал, в
которое может посмотреться человеческое сознание и оценить свой нынешний
«внешний вид» в таком вот немного отстраненном толтекском ракурсе. Что же касается предложенную С.И. Дорониным
модель сопоставления эффективности действия «Христианского эгрегора» с идеями
нагвализма, то в этом плане соглашусь с А.П. Ксендзюком – это, прежде
всего, «разносистемные» понятия (как, например, такие понятия как наука и
религия), и они имеют «эгрегоры» с диаметрально противоположными векторами
направления, разнозарядность, разнонаправленность которых заключается в том,
что одно несет идею вечной и незыблемой Традиции, данной в виде Откровения от
Бога, а вторая заряд здорового скепсиса и революционного запала всех
гностических учений, борющихся с парадигмой Традиции. Они не хуже и не лучше
друг друга, они просто разные. Своими качествами, перечисленными Дорониным,
нагвализм идеологически ближе к науке, что и нашло свое достойное отражение в
его интерпретации, изложенной в книгах Ксендзюка. С другой стороны книги
Карлоса Кастанеды на примере неведомого тайного учения мексиканских шаманов в
очень поэтичной и драматичной форме передают сам дух поиска нового,
свойственный человеческой натуре с ее неутолимой жаждой преодоления
всевозможных рамок и преград в стремлении шагнуть в Бесконечность к
трансцендентной Свободе. |