Квантовая Магия, том 1, вып. 2, стр. 2201-2206, 2004

 

Квантовая психология - поиски новой антропологической модели

 

В.П. Графский

Москва

(Получена 27 мая 2004; исправлена 3 июня 2004; опубликована 15 июля 2004)

 

В данной статье, опираясь на публикации трех авторов, мы пытаемся оценить положение дел в вопросе сопоставления и применения идей из области квантовой теории в отношении отдельных направлений современной психологии. Насколько такие попытки адекватны, конструктивны и плодотворны. Какова их роль в тенденции укрепления междисциплинарных исследований.

 

С появлением в философии науки понятия парадигмы, согласно которому развитие той или иной научной дисциплины обеспечивается господством той или иной аксиоматической базы, представители различных областей знания стали уделять более пристальное внимание связям своей дисциплины с другими, играющими более фундаментальную эпистемологическую роль. Особо значимым это стало для такой относительно молодой отрасли знаний как психология. С одной стороны, это объясняется отсутствием собственного стройного формально-логического аппарата и строгой экспериментальной статистики, обеспечивающих достаточную «объективность». С другой стороны, это объясняется самим предметом исследований – человеческой психики, интеллекта, сознания в целом, субъективность которых неизбежно вызывает среди представителей более строгих дисциплин естествознания изрядную долю скептицизма и «подозрения» в «излишней» мере идеализма. Да и сам человек оказался настолько сложной и трудно постижимой загадкой Природы, для раскрытия тайн которого пришлось прибегнуть к привлечению целого ряда самых «свежих» теорий нашего времени – теории сложных систем, кибернетики, синергетики и квантовой физики. Роль последней мы и попытаемся проследить на примере беглого обзора работ трех известных авторов.

 

Заигрывание психологии с неклассической физикой началось с сотрудничества  ученика Фрейда Карла Густава Юнга с Вольфгангом Паули, разработавшим в частности  одно из ключевых понятий современной физики – принцип математической симметрии. В результате этого основатель глубинной психологии написал работу  «Синхроничность: принцип акаузальных связей» [1], а выдающийся физик – эссе о зарождении научных идей из недр мистики на примере теорий астронома Иоганна Кеплера [2]. Но это было только начало. По мере возникновения все новых и новых направлений в области психологии, им присваивались соответствующие уточняющие определения «когнитивная», «экзистенциальная», «гуманитарная», «трансперсональная»… Рано или поздно должна была появиться и «квантовая», и это произошло.

 

На нашем культурном горизонте первым предвестником этого направления стала книга Роберта А. Уилсона, которая так и называлась «Квантовая психология» [3]. Сам Уилсон является скорей не психологом, а незаурядным писателем-фантастом и научным публицистом, делающим акценты на передовых областях знания (сам он себя остроумно назвал себя «онтологическим партизаном») со ставкой на бурлеск и здоровую провокацию. Поэтому в его работах скорей можно познакомится с перекличкой идей транзактной психологии с квантовой механикой, или с идеями его друга и соратника Тимоти Лири, известного кумира поколения американских шестидесятников, «кислотного» гуру, пропагандировавшего дальнейшую нейроэволюцию человечества через психоделическое просветление. Тем не менее, уже в этой книге широкий читатель мог найти многие важные понятия из квантовой физики.

Им было рассмотрено понятие «глубокой реальности» – то есть той предельной реальности, находящейся за рамками какого-либо описания, представляющей Вселенную как двухслойное образование “состоящее из «внешних проявлений» и одной «фундаментальной реальности» – как бы из маски и лица, скрывающегося за маской”.

Невозможность суждения об этой глубокой реальности Уилсон сопоставляет с «принципом неопределенности» Гейзенберга, по одной из формулировок которого нельзя одновременно точно измерить координату и импульс наблюдаемой частицы. Аналогию этому автор находит у Эймса в психологии восприятия, когда “мы не воспринимаем «реальность», но лишь принимаем сигналы из окружающей среды, которые мы организуем в форме предположений – причем так быстро, что даже не замечаем, что это предположения”.

Также пояснялась суть дуальной природы «волны-частицы» и вероятностные характеристики их проявлений. Тут же читатель мог познакомиться с парадоксом кота Шредингера, парадоксом друга Вигнера и прочими, демонстрирующими наличие нелокальностей в макромире, и их влиянием на наше восприятие действительности, возникновение так называемых «коридоров реальности».

Далее опираясь на трехзначную  логику Фон Неймана («истинно»-«ложно»-«может быть»), общую семантику Альфреда Кожибского и язык-прим Дэвида Борланда (с отсутствием в нем глагола is – «есть»), автор продемонстрировал как с помощью различных языковых конструкций принцип неопределенности проявляется и редуцируется в нашем описании воспринимаемого.

Достаточно много места было уделено в книге Уилсона модели Мультиверса Эверетта-Уилера-Грэхема (EWG.) и перекличке этой теории существования множественности миров и наличия множественных «я» (или субличностей в психоаналитической терминологии ) в нашем сознании, согласно фрейдийской, юнгианской и гештальт-психологии

И, наконец, он затронул тему скрытых переменных, разрабатывавшуюся в работах Дэвида Бома («Целостность и подразумеваемый порядок») [4] об эксплицитном (развернутом) и имплицитном (свернутом) порядке  четырехмерного континуума пост-эйнштейновской физики, и построенной на этой теории нейрологом Карлом Прибрамом голографической модели  функционирования головного мозга [5].

Закончил Уилсон свою книгу словами Алистера Кроули: «Когда его попросили дать определение Дао, он сказал: Результат вычитания вселенной из самой себя».

Несмотря на достаточно поверхностное описание затронутых проблем, что впрочем, является скорей достоинством, чем недостатком для популярной публицистики, Уилсон освятил все ключевые вопросы на момент написания книги (первое издание было выпущено в конце 1980-х и потом выдержало еще четыре издания) в перекличке идей квантовой теории с теорией человеческого сознания. Но самым главным достоинством, безусловно, является юмор, которого в этой книге (впрочем, как и в других книгах данного автора) предостаточно.

 

Следующая заметная публикация в этой области – книга Стивена Х. Волинского, являющегося, как и Уилсон, доктором философии, но вместе с тем и реально практикующим калифорнийским психологом. Книга эта носит название «Квантовое сознание» [6] и, кажется, единственная из его книг  переведена на русский язык. Другие труды Волинского "Трансы, в которых живут люди: лечебные подходы в квантовой психологии", "Темная сторона внутреннего ребенка: следующий шаг", "Дао хаоса: суть и инеограмма", "Сердца в огне", "Путь Человека". Кроме того, он основал учреждение с многообещающим названием Институт Квантовой психологии, где были разработаны и проводятся ряд семинаров по квантовой психологии. Сам Волинский начинал свою деятельность как гештальт-терапевт и специалист по райхианской телесной терапии. Затем он добавил в свой арсенал эриксонианский гипноз и НЛП. Все это, плюс медитативные практики, осваиваемые им в Индии в течение шести лет, вполне закономерно привели его к изучению квантовой теории сознания. Сами теоретические обоснования и обращения к этой дисциплине в основном не выходят за пределы продемонстрированного еще Ф. Капрой в «Дао физике» [7] единства Древних Восточных Традиций и мистических школ с вопросами естествознания. Принципы нелокальности всех причин выводятся в частности из теоремы Белла, принципа неопределенности Гейзенберга и идеи наблюдателя, как активного творца Вселенной, Герберта (Герберт был к тому же главным консультантом автора в вопросах физики). Плюс ссылка на  процессы «разворачивания» и «свертывания» физической вселенной Д. Бома.

Автор рассматривает карту квантового сознания, состоящую из нескольких ступеней-уровней, переключение  между которыми происходит по принципу «квантового скачка», по мере перехода с нижней ступени на высшую. Всего их по классификации Волинского семь:

 

·       Первый уровень: Как наблюдатель содержимого моего ума (мыслей, чувств, эмоций, ощущений, ассоциаций), я больше чем содержимое моего ума.

·       Второй уровень: Всё (мысли, чувства, эмоции, ощущения, ассоциации) состоит из энергии.

·       Третий уровень: Я создатель того, что наблюдаю.

·       Четвертый и пятый уровни: Физическая вселенная состоит из энергии, пространства, массы и времени.

·       Шестой уровень: "Все взаимопроникает все остальное". (Д. Бом)

·       Седьмой уровень: "Все состоит из пустоты, а форма – сгущенная пустота". (Альберт Эйнштейн)

 

Конечной точкой этого восхождения является переживание  свободы от отделенной обособленной самости и ощущения всеединства со всем мирозданием.

В результате выполнения практических упражнений (в основном медитативного характера) далее вводится понятие «волновой» формы мышления и существования и взаимодействия с окружающим миром через осознание своего присутствия – отслеживание всех текущих ощущений своего «я» (самовоспоминание по терминологии Г. Гюрджиева). Следующий этап – восприятие эмоций, как проявление различных видов энергии и возможность управлять ими. Далее происходит осознание того, что наблюдатель с помощью наблюдения создает «редукцию» – свой субъективный шаблон внутренней реакции, свое конкретное переживание. Важным аспектом дальнейшей работы над собой – это понимание природы времени как компоненты единого «голографического» мира, проявляющегося через развертку и свертку всех четырех своих неразрывно связанных компонент – энергии, пространства, массы и времени. Это же, соответственно, справедливо и при работе с понятием пространства. Наконец, важно осознать соотношение «я - не я», «наблюдающий – наблюдаемый», взаимопроникновение этих понятий. Все это приводит к переживанию пустотности, как основы всего. “Сознание – это сгущенная пустота и творческое орудие пустоты. На квантовом языке, квантовая сила, уплотнение квантового поля, – это творческое орудие квантового поля”, – заявляет Волинский.

В результате мы имеем 85 практических квантовых упражнений и крепкую смесь Юнга, Эриксона, Перлза с, прежде всего восточными учениями (буддизмом, йогой, дзеном), и отчасти с суфийской традицией и школой четвертого пути, подкрепленную авторитетными высказываниями представителей неклассической физики.

 

Если Волинский в основном опирается на восточные созерцательные и медитативные практики, то следующий автор нашего обзора  склонен уделять больше внимания другой древней Традиции – шаманизму. Речь идет об Арнольде Минделле, создателе процессуально ориентированной терапии. В нашей стране в начале 1990-х на гребне волны интереса к творчеству Карлоса Кастанеды была опубликована одна из самых поэтичных книг Минделла «Тело шамана» (в российском варианте «Дао шамана» [8]), где он очень подробно излагал основные идеи процессуальной психологии через призму учения Дона Хуана. Сейчас у нас опубликовано 7 или 8 его книг, а всего Минделл автор 14-ти трудов.

В последнее время он начинает уделять все больше внимания вопросу квантовой природы ума. Так и называется его фундаментальное (около 600 страниц) издание на эту тему «Quantum Mind» [9], но оно, к сожалению, на русском языке пока не издавалось. Поэтому обратимся к другим  недавно вышедшим его книгам, носящим более популярный характер, но не менее интересным. Прежде всего, это «Сила безмолвия» [10] и «Сновидение в бодрствовании» [11]. Интересно отметить, что первая специальность Минделла – физик-теоретик, впрочем, он быстро переключился с нее на изучение юнгианского анализа в цюрихском центре психоаналитики, а впоследствии, сделав акцент в своей практике глубинного психолога на вопросах работы со сновидениями, стал создателем отдельного направления – процессуально ориентированной психологии.

В нескольких словах суть этого направления в том, что в нашем восприятии существуют первичные и вторичные процессы. Первичные процессы осознаваемы – они находятся в поле нашего внимания и составляют актуальные переживания. Вторичные же процессы оказываются вытесненными на периферию сознания в область бессознательного и посылают оттуда сигналы в виде физических симптомов, сновидений, непроизвольных движений и звуков. При этом используется понятие тела сновидения, как комплексная, стабильно проявляющаяся структура этих сигналов. Работа с телом сновидения сводится к осознанию информации, носителями которой являются вторичные сигналы, и их проявлению. Отсюда и все другие термины, используемые в процессуальной психологии, – процесс, поле, границы, маргинализация, заигрывание, основные информационные каналы (слуховой, визуальный, кинестетический, проприоцептивный, отношений и мира).

С квантовой теорией это связывается, прежде всего, через мировоззренческую картину Минделла, тесно связанную с шаманскими представлениями  аборигенов Австралии о фундаментальной основе реальности как неком мифическом Времени Сновидений. В западной философии это можно сопоставить с платоновским миром эйдосов, а в западной психологии – с юнгианскими архетипами коллективного бессознательного. Сам Минделл предлагает такую картину мира. В основании всего лежит некая Сущностная Сфера, состоящая из интенционных полей необусловленной реальности, называемая им так же Сновидением, Силой Безмолвия, Великим Дао и пр. Она содержит некие тенденции и неоформленные энергетические импульсы – «подергивания» и «заигрывания». Следующий уровень – это Страна Грез – необусловленная реальность, проявляющаяся в наших сновидениях, мыслях, фантазиях, неуловимых телесных ощущения. И, наконец, третий уровень – это наша обычная повседневная обусловленная реальность – мир реальных объектов, времени и пространства. И соответственно проводятся аналогии между нелокальным состоянием суперпозиций в квантовой теории, когерентности, представление о частицах, как облаках вероятности или вероятностных волнах. Подробно рассматриваются представления Д. Бома на этот счет, и даже делается смелое сопоставление понятия «пилот-волны» с понятием личного мифа человека, как нелокального источника локальных проявлений траекторий его личностных историй. В связи с этим опять вспоминаются идеи Хьюго Эверетта о Мультиверсе.

О квантовой природе ума делаются следующие выводы.

·       Согласно В. Гейзенбергу, тенденции квантовой сферы существуют в «странной разновидности физической реальности прямо посередине между возможностью и действительностью»

·       Квантовый ум невозможно точно представить в виде конкретной картины.

·       Квантовый ум пребывает в поле между, и за, идеями и объектами, которые являются нам в общепринятой реальности.

·       Квантовый ум является само-отражающим и само-пробуждающим.

·       Однажды взаимосвязанные события всегда остаются взаимосвязанными.

·       Пространство, местоположение, частица, и тело – это только формы, которые принимают в общепринятой реальности их репрезентации квантовому уму, которые находятся везде.

·       Параллельные миры присутствуют одновременно.

·       У квантового ума много научных и духовных названий – Дао, Великий Дух, Бог, Нагваль Дона Хуана, Unis Mundus алхимиков.

 

По поводу Минделловского подхода можно сказать, что у него много ссылок и аналогий, связанных с квантовой теорией, но они не претендуют на строгое соответствие ей, а скорей являются метафорами некоторых аспектов процессуальной работы. (В качестве примера можно привести один из «свежих» терминов подобного типа – квантовый компас). Впрочем, надо отдать ему должное, делается это очень изящно и артистично, в чем, безусловно, проявляется магическое обаяние человека Силы и городского шамана Арнольда Минделла.

 

Завершая этот краткий обзор, отметим, что идеи постнеклассической физики в целом, и квантовой в частности, достаточно широко используются и цитируются во многих психологических направлениях холистического толка, т.е. там, где ставка делается на интроспекцию, самонаблюдение и самоосознание, как способа познания мира. Среди них и школа гештальт-терапии, и представители НЛП и DHE, и трансперсональные психологи. Пожалуй, особенно среди них можно отметить Институт холодинамики, основателем которого является американский психотерапевт (а также доктор физики, философии, теософии и действительный член РАЕН) Виктор В. Вульф, широко использующий те же идеи Д. Бома, Ф. Вольфа, К. Прибрама и У. Пенфиелда о нелокальности и голографичности механизмов работы, как человеческого мозга, так и всей структуры Мироздания в целом. При этом ведется работа как с некими объектами сознания, именуемыми холодайнами (это трехмерные голографические изображения мыслеформ, несущие в себе реальные физические ощущения и эмоциональную наполненность), так и с морфогенетическими полями Р. Шелдрейка – связывающего человеческий разум с другими процессами реальности через клеточные полевые структуры.

 

В результате можно сделать следующие заключения. Привлечение представлений квантовой механики к областям, занимающимся изучением человеческой психики, человеческого сознания, природы его ума, является не случайной данью моде, а носят вполне оправданный характер тенденции, определяющей дальнейшие пути развития этой области. Исследования эти носят комплексный характер, так как черпают идеи не только из строгих научных теорий, но из других сфер человеческой деятельности, прежде всего из области его духовных поисков. Действительно, все три упомянутых нами автора являются носителями неких эзотерических идей, органично вписывающихся в современную картину реальности. Будь то телемист, любитель А. Кроули и магии Хаоса Р.А. Уилсон, сторонник индуистской и буддистской школ С.Х. Волинский, носитель шаманских, даосских и дзенских идей А. Минделл или доктор теософии В.В. Вольф, все они делают ставку на расширение границ воспринимаемой нами действительности и обращение внимания на истины Древних Традиций и непреходящие идеи Вечной Философии. Именно здесь и происходит наведение и установление неразрывных, нелокальных по своей природе, связей между человеческим Духом, человеческим Разумом и человеческим Бытием.

 

Литература

 

1.     К.Г. Юнг, Синхронистичность. М., Рефл-бук,1997.

2.     В. Паули, Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера, - В. Паули, Физические очерки. М., 1975.

3.     D. Bohm, Wholeness and the Implicate Order, London, Routledge & Kegan Paul,1980.

4.     Р.А. Уилсон, Квантовая психология. К, Янус, 1998.

5.     К. Прибрам, Нелокальность и локализация: Голографическая гипотеза о функционировании мозга в процессах восприятия и памяти, Сборник «Синергетика и психология». Выпуск 1. МГСУ «Союз», 1997.

6.     C.Х. Волински, Квантовое сознание, М., ИВЦ «Маркетинг», 2001.

7.     Ф. Капра, Дао физики, К., София, 2002.

8.     А. Минделл, Дао шамана: путь тела сновидения, К., ТПИ, София, 1996.

9.     A. Mindell, The Quantum Mind: Journey to the Edge of Psychology and Physics, Portland OR: Lao Tse Press, 2000.

10.  А. Минделл, Сила безмолвия, М., ТПИ, АСТ, 2003

11.  А.Минделл, Сновидения в бодрствовании, М., ТПИ, АСТ, 2003.

 

Hosted by uCoz